Сбербанк представил обзор мирового рынка робототехники. Современная робототехника (роботика, robotics) представляет собой целое семейство исследовательских направлений, технологий, продуктов и изделий, объединенных тремя свойствами, которые выполняются одновременно: устройство способно чувствовать (SENSE) окружающий мир или его элементы (используя сенсоры); устройство способно понимать (THINK), обрабатывать получаемую информацию о внешнем мире, создавая и адаптируя модель окружающего мира и своего поведения; устройство способно действовать (ACT), изменяя окружающий мир в соответствии с моделью своего поведения.

Темпы роста рынка промышленной робототехники опережают темпы роста мирового ВВП: между 2011 и 2016 годами среднегодовой рост продаж промышленных роботов составил 12%. В 2016 году было продано 294 тыс. промышленных роботов, а общий объем рынка достиг $13,1 млрд (с учетом программного обеспечения и услуг интеграции рынок превышает $40 млрд).

Рынок сервисной робототехники растет еще быстрее. В 2015 году было продано 48 тыс. профессиональных сервисных роботов, а в 2016 году это число увеличилось на 24%, до 59 тыс. Общий объем рынка профессиональных сервисных роботов достиг $4,7 млрд. Общее количество проданных персональных сервисных роботов в 2016 году увеличилось на 24%, достигнув примерно 6,7 млн единиц, а общий объем рынка увеличился до $2,6 млрд. К примеру, в мире уже более 20 млн роботов-пылесосов, которые стремительно дешевеют в силу увеличения конкуренции.

Общий мировой̆ парк эксплуатируемых промышленных роботов на конец 2016 года вырос до 1 828 тыс. единиц. Согласно оценкам IFR, мировой эксплуатационный парк промышленных роботов вырастет примерно с 1 828 тыс. единиц в конце 2016 года до 3 053 тыс. единиц в конце 2020 года, что соответствует среднегодовым темпам роста в 14% в 2018–2020 годах.

91% всех промышленных роботов в 2016 году был установлен в секторе обрабатывающей промышленности.

Среднегодовой темп роста продаж по всем отраслям обрабатывающей промышленности в 2011–2016 годах составил 13%; для автомобилестроения — 12%, а для электронной̆ промышленности — 19%.

74% мировых продаж промышленных роботов приходится на пять стран: Китай (30%), Республику Корею (14%), Японию (13%), США (11%) и Германию (7%). В 2016 году в России было продано 358 промышленных роботов.

Из 13 самых заметных производителей промышленных роботов на международном рынке восемь — FANUC, Yaskawa, Kawasaki, Nachi, Denso, Mitsubishi, Epson и Omron — японские. Остальные пять компаний — из Евросоюза: ABB, Stäubli, Kuka, Comau, Universal Robots.

Коллаборативный робот, или кобот, — новое направление в развитии промышленной робототехники. Это робот, сконструированный для непосредственного взаимодействия с человеком в рамках определенного совместного рабочего пространства. По оценке Barclays Research, количество установленных коллаборативных роботов удваивается каждый год: в конце 2020 года общее число проданных коботов достигнет 150 тыс. единиц, а общая стоимость данного рынка превысит $3,1 млрд.

В 2016 году в мире было изготовлено и продано 59 706 сервисных роботов для профессионального использования на общую сумму $4,7 млрд. Больше всего в абсолютном выражении продается роботов для логистики (~25 тыс. единиц), военного применения (~11 тыс.), для коммерческих пространств (~7 тыс.), полевых работ и экзоскелетов (по ~6 тыс.).

Коллаборативная робототехника является приоритетным направлением для проектов лаборатории робототехники Сбербанка.

Для персонального использования в 2016 году в мире было куплено 6,7 млн роботов на сумму $2,6 млрд, 4,6 млн из них — роботы для домашних задач (в основном пылесосы) и для развлечения — 2,1 млн (в основном игрушки).

Направления, которые к 2020 году составят основу рынка сервисной робототехники: логистические системы (включают логистику внутри помещений, беспилотные и воздушные средства доставки вне помещений); роботы для обслуживания клиентов; промышленные экзоскелеты; роботы для домашних задач (персональные помощники).

По статистике IFR, Россия входит в топ-20 стран — производителей сервисной робототехники. Это означает, что в данной области у нашей страны есть хороший потенциал для роста.

Главным игроком на рынке сервисной робототехники являются США. В общей̆ сложности 49% сервисных роботов производится в Америке. Азия существенно отстает — лишь 30%, в Европе — 21%.

Российский рынок промышленной робототехники невелик (менее 10 млрд руб. в 2016 году). Имеется менее 10 отечественных производителей, но даже у них промышленные роботы не основной бизнес, из-за чего они проигрывают зарубежным конкурентам как в качестве самого продукта, так и в удобстве сервиса.