Открывая очередную ежегодную конференцию компании «Терн», ее директор Екатерина Лозовая обратила внимание на основные тренды в бизнес-аналитике, получившие особое развитие за последние годы. В их числе рост спроса на технологии искусственного интеллекта (ИИ), открывающие новые возможности в обработке огромных объемов данных разной природы, увеличение популярности облаков и как способа использования программно-аппаратной инфраструктуры, и в качестве источника внешних по отношению к предприятию открытых данных, разработка и практическое применение поведенческих моделей объектов и людей в задачах прогнозной аналитики, а также чрезвычайно высокую активность в направлении новых средств визуализации, помогающих осуществить в процессе аналитической обработки «свертку» огромных массивов информации в наглядные и интуитивно понятные образы.

О визуализации, а точнее о продолжающейся революции в интерфейсах человеко-машинного взаимодействия, связанной с широким проникновением в нашу жизнь смартфонов и иных «умных» гаджетов, рассказал Роман Мандрик — основатель компании Active Learning, предоставляющей услуги корпоративного онлайнового обучения. Как оказалось, революция эта затрагивает не только широкие массы населения, но имеет прямое отношение и к бизнес-аналитике. Ссылаясь на данные независимых исследователей, докладчик отметил, что современный человек общается со смартфоном в среднем 5-6 часов в день. При этом сосредоточить свое внимание на том или ином сюжете он может не дольше пяти минут. Причина в том, что на человека обрушивается экспоненциально растущий поток информации, а ресурсов времени на его потребление и оценку остается столько же. Последствия мы наблюдаем и в современном кинематографе: средняя длительность кадра за пару десятилетий сократилась в 15 раз.

В сфере онлайн-образования это приводит к тому, что классическую двухчасовую лекцию люди просто отказываются слушать. Похожая ситуация и среди пользователей аналитических систем: если результаты анализа представляются в форме гигантской таблицы или загроможденной диаграммы, тратить время на ее рассматривание и оценку современный менеджер не хочет (или не может). В обучении следствием становится переход на микроформаты образовательных материалов, каждый из которых нацелен на освоение и закрепление одной узкой темы. В аналитических системах средства визуализации все чаще бывают заточены на наглядное представление ответа на конкретный узкий вопрос, интересующий менеджера или руководителя в данный момент. Докладчик не упомянул еще одну очень важную особенность подобных современных интерфейсов — их интерактивность. В бизнес-аналитике бывает очень полезно отслеживать влияние тех или иных факторов, варьируя их с помощью удобных визуальных элементов управления.

Подобная интерактивность реализована в аналитическом решении «Терна» для высшего руководства. Наряду с развитыми средствами детализации тех или иных результатов в нем есть функция комментирования, доступная всем сотрудникам, имеющим отношение к анализируемым данным. Но чтобы высший руководитель мог видеть все нюансы анализируемого показателя или процесса, не утонув при этом в массе комментариев, все комментарии суммируются и обобщаются руководителями нижних уровней и только потом поступают первым лицам. Заказчик может каждый квартал проводить плановую модернизацию системы с учетом накапливаемого опыта.

Еще одно решение с развитыми средствами визуализации — аналитическая система TRADEINSPECT, созданная «Терном» совместно с электронной торговой площадкой «Газпромбанка» и предназначенная для поиска, обработки и анализа данных о закупках, поставщиках и заказчиках в сегментах B2G и B2B, а также для проверки сведений о контрагентах. Наряду с полной информацией об участниках торгов и предлагаемом ими ассортименте, аналитическая система содержит данные из таких внешних источников, как ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Росстат, а также баз данных банкротств, арбитражных дел и контактов. Закупающая организация может с помощью TRADEINSPECT оценить емкость рынка поставщиков по интересующей продукции, убедиться в их наличии и проверить важные сведения о том или ином поставщике. Поставщик в свою очередь может осуществлять поиск закупок, отвечающих определенным критериям, изучать спрос на свою продукцию, отслеживать активность на площадке ближайших конкурентов и анализировать деятельность конкретного заказчика.

Предоставление актуальных данных из множества открытых внешних источников, включая основные СМИ экономического направления, — один из сервисов, предоставляемых «Терном» в составе своего OEM-решения «Терн-Аналитика», в котором наряду с лицензиями на проприетарное ПО SAP Business Objects и Tibco Spotfire они получают разработанные в «Терне» и учитывающие российскую специфику отраслевые модели хранилищ данных, семантику, цепочки загрузок ETL, преднастроенные отраслевые отчеты и информационные панели, услуги по сопровождению внедренной системы и обучению пользователей. На решение получен государственный сертификат, что дает основание руководству «Терна» позиционировать «Терн-Аналитику» как импортозамещающий продукт.

Как сообщил руководитель Tibco Software по региону Восточная Европа Игорь Бабич, за прошедший год в арсенале средств углубленной аналитики компании в результате покупок наряду с продуктом Tibco Spotfire появились такие известные на аналитическом рынке продукты, как Statistica и Alpine Data. Оба они на протяжении ряда лет занимали лидирующие позиции в гартнеровском квадранте Advanced Analytics Platforms, который в нынешнем году переименован в Data Science and Machine-Learning Platforms. Первый продукт включает в себя инструменты data mining, анализа больших данных и машинного обучения, второй представляет собой платформу для совместной работы рядовых специалистов по изучению данных (citizen data science) и бизнес-менеджеров.

Statistica была куплена в 2014 г. компанией Dell вместе с ее разработчиком — фирмой StatSoft, что сразу же вывело Dell в сегмент лидеров данного квадранта. Аналогичный скачок в лидирующую группу совершила в свое время корпорация IBM за счет покупки одного из ведущих игроков рынка продвинутой аналитики — компании SPSS. В 2016 г. Dell продала Statistica одному из инвестфондов, у которого год спустя этот продукт приобрела Tibco.

Результат указанных покупок не заставил себя ждать. Уже в 2018 г. в гартнеровском квадранте Data Science and Machine-Learning Platforms компания Tibco оказалась в весьма престижном сегменте преследователей (challenger). И по мнению ряда экспертов, войти в список лидеров ей помешала слишком частая смена собственников продукта Statistica (три раза за три года). Как бы там ни было, мы можем констатировать, что сегодня «Терн» является партнером двух вендоров — SAP и Tibco, занимающих ведущие позиции как на рынке традиционного BI, так и в сегменте углубленной аналитики.