В условиях сегодняшнего быстро меняющегося рынка компаниям любой отрасли необходимо стать более подвижными и быстрее реагировать на изменения, чтобы сохранить конкурентоспособность, пишет Кинан Родригес из банка JPMorgan Chase на портале InformationWeek.

Ускоряющиеся под воздействием технологии изменения в окружающей среде требуют более быстрого вывода продуктов на рынок, что повышает важность гибкости организаций. Большинство руководителей компаний признают, что гибкость способна играть важную роль для получения прибыли, повышения удобства использования и опережения конкурентов. Тем не менее, основной массе организаций с трудом удается обеспечить и масштабировать гибкость бизнеса.

Гибкость (Agile) — это набор ценностей и принципов, стимулирующих быструю и эластичную реакцию на изменения условий поставки продуктов. Гибкие процессы всегда отводят центральное место клиенту или конечному потребителю. Разработка продукта становится непрерывной с частыми обновлениями, нацеленными на более полное удовлетворение потребностей пользователей.

Большинство лидеров отрасли следуют модели непрерывного совершенствования. Такие компании внимательно прислушиваются к отзывам клиентов и быстро реагируют, выпуская новые сервисы и функции, отвечающие их потребностям. Клиенты начинают использовать эти новые продукты, поддерживают обратную связь с производителем, цикл повторяется, и продукты непрерывно совершенствуются.

Переход к гибкости и ее масштабирование делают необходимыми глубокие изменения всей организации, включая изменение процессов, управления, рабочего пространства, культуры, инструментов и технологии. Выигрыш может быть значительным. Сотрудники будут больше вовлечены в деятельность компании, возрастут уровень сотрудничества и производительность труда подразделений, быстрее будут создаваться новые продукты или сервисы, улучшится реагирование на пожелания клиентов. Возможно, не каждому подразделению необходима гибкость. Однако в большинстве компаний имеется простор для ее применения, для создания культуры, которая будет лучше адаптироваться к изменениям и поощрять сотрудничество.

Пять советов по созданию более гибкой компании.

1. Создавайте многодисциплинарные команды. В традиционной иерархической структуре команды организованы по функциям, а решения докладываются высшему руководству или на очередном заседании исполнительного органа, что часто приводит к потере времени. Гибкие команды являются многодисциплинарными и включают специалистов по продуктам, технологии, обслуживанию клиентов, операциям и другим значимым направлениям работы. Гибкие команды являются самоуправляемыми, они наделены полномочиями, отличаются повышенной вовлеченностью в дела компании и ориентацией на общую цель.

2. Продукт должен быть постоянно полезен клиенту. Традиционная разработка продукта может занимать годы. К тому моменту, когда продукт попадет в руки клиентов, их потребности могут измениться. Или конкуренты вас опередят. Гибкие команды ориентированы на быстрый выпуск минимально конкурентоспособного продукта (minimum viable product, MVP) и его постоянно совершенствование в соответствии с отзывами клиентов. Такой подход резко сокращает время выхода на рынок. Но он гарантирует, что развивающийся продукт больше отвечает потребностям клиентов.

3. Поощряйте рискованные действия и быстрые неудачи. Инновации требуют идти на риск и, возможно, терпеть неудачи и быстро извлекать из них уроки. Во многих организациях риск и неудача — это табу. Но гибкость способствует непрерывным инновациям и требует, чтобы высшее руководство поощряло рискованные действия и быстрые неудачи.

4. Создайте культуру сотрудничества. Гибкость требует изменения образа мышления, поведения и даже физического рабочего пространства. Среди прочего необходимо переориентировать сотрудников с выполнения своих обязанностей изолированно от других на коллективное удовлетворение потребностей клиентов, используя такие приемы, как стендапы и ретроспективные обзоры. Команды должны размещаться в рабочем пространстве, предназначенном для поддержания сотрудничества.

5. Личный пример. Руководители высшего звена играют важнейшую роль в распространении гибкости, обеспечении необходимого финансирования, предоставлении полномочий и поддержки. Лидерам необходимо довести до сведения сотрудников свое видение гибкости, распространить в компании информацию об успехах первых гибких проектов, а затем масштабировать модель гибкости. Им следует демонстрировать свою приверженность гибкости, посещая применяющие ее команды, знакомясь с результатами их работы и обеспечивая постоянное интеллектуальное лидерство своих команд.

Преимущества гибкости заключаются в сокращении времени выхода на рынок, повышении удобства работы клиентов, вовлечении работников в деятельность компании и повышении эффективности их труда. Все это важнейшие компоненты долгосрочного успеха.