Уровень доверия к публичным облакам со стороны крупного бизнеса растет небыстро: как правило, такие инициативы не поддерживаются внутренними службами безопасности, особенно если речь идет о зарубежных провайдерах. Помимо этого, закупки подобных услуг из облаков американских или европейских вендоров серьезно затруднены для финансового сектора, ТЭК и промышленности на фоне усиления санкций и появления прецедентов отключения российских потребителей от сервисов.

К такому выводу пришли организаторы исследования «Непрерывность бизнеса в России — это не только про резервирование», охватившего сто крупных компаний различных отраслей, работающих в России. Опрос (в виде телефонных интервью) проводился среди представителей крупного российского ритейла, промышленности, финансов, ТЭК, телекома и авиатранспорта с годовым оборотом от 20 млрд. руб. и выше (от 50 млрд. руб. и от 300 млрд. руб.). Участвовали руководители профильных департаментов и управлений, а также лица, влияющие на принятие решений в ИТ, цифровой трансформации, операционных рисков или непрерывности бизнеса.

Этот вывод находится в некотором противоречии с недавним прогнозом Gartner, согласно которому к 2025 г. 80% предприятий полностью откажутся от собственных ЦОДов и начнут использовать публичные дата-центры. Игорь Минаев, старший региональный менеджер Veritas по России и СНГ, поясняет: «Опыт работы с клиентами на международном рынке говорит о том, что в отличие от американских заказчиков компании в Европе, Азии и Африке и России, в частности, переходят к использованию облачных инфраструктур для построения катастрофоустойчивых Disaster Recovery-архитектур значительно менее активно. Здесь сказывается локальная специфика, политическая ситуация в регионе и общий более низкий средний уровень зрелости ИТ и готовности приятия новых технологий. На этом фоне более востребованными оказываются решения, построенные на базе частных облачных инфраструктур и располагающиеся в тех же странах, что и сами организации-заказчики».

Из упомянутого выше отчета следует, что всего 31% опрошенных компаний готовы использовать облачные решения для обеспечения непрерывности бизнеса. При этом, лидером в этом вопросе стал ритейл — 71% компаний данного сектора рассматривает такой вариант обеспечения непрерывности. Телеком, ТЭК, авиатранспорт вообще не рассматривают облака как возможный вариант, а финансы готовы внедрять облачные технологии лишь в 43% компаний. Чаще всего такое решение связывают с требованиями регуляторов, прямо запрещающих передачу той или иной информации третьим лицам, либо со спецификой самой отрасли.

Впрочем, и за рубежом идею перевода ИТ-инфраструктур в облака поддерживают далеко не все. Так, в настоящее время большинство корпоративных ИТ-ресурсов и данных все еще находится в локальных ЦОДах. И, как гласят данные опроса, проведенного IDG среди 550 ИТ-директоров, 56% руководителей в обозримом будущем не планируют переводить свои локальные системы в облако. При этом в качестве основной причины 40% респондентов отметили зависимость от критически важных унаследованных систем.

Необходимо отметить, что в нашей стране наблюдается не только национальная, но и отраслевая специфика. Например, из итогов опроса «Непрерывность бизнеса в России — это не только про резервирование» следует, что 100% компаний из телекома и авиатранспорта имеют резервные ЦОДы, в промышленности и ритейле — до 90%. Для банков эта цифра составляет 70%. А в ТЭК резервными ЦОДами обеспечены лишь 40% компаний.

Если же говорить в целом, то 72% опрошенных компаний имеют и резервные ЦОДы (РЦОДы), и планы непрерывности бизнеса. При этом всего 13% респондентов отметили, что не имеют ни того, ни другого. Еще 9% отметили, что у них есть планы обеспечения непрерывности бизнеса, но нет РЦОДов. А у 6% опрошенных есть РЦОДы, но нет планов.

Ещё один тревожный факт: в упомянутом выше исследовании всего 60% компаний подтвердили регулярное тестирование процессов обеспечения непрерывности бизнеса (Business Continuity Management, BCM). Отсутствие тестирования BСM существенно снижает вероятность успешного восстановления бизнеса, отмечают эксперты компании «Инфосистемы Джет». Нередко восстановление сконцентрировано лишь на ИТ, в то время как такие ключевые ресурсы, как люди, здания, внешние коммуникации, остаются за рамками процесса.