Спрос на облачные технологии быстро растет во всем мире, и одним из следствий этого стало создание в 2017 г. в дополнение к трем крупным глобальным подразделениям компании Huawei — Enterprise (ИТ для корпоративного сегмента), Carrier (оборудование для операторов связи) и Consumer Devices (устройства для рынка широкого потребления) — четвертого, Huawei Cloud. В марте прошлого года это подразделение начало свою деятельность и в нашей стране, объявив о запуске в партнерстве с российским оператором сети ЦОДов 3data публичного облака под собственным брендом. Год спустя российское представительство Huawei подвело первые итоги работы на этом направлении и представило планы дальнейшего развития.

После запуска российского облака Huawei в нем было доступно 20 сервисов категории IaaS, в октябре 2018-го их стало 27. Спустя пять месяцев после запуска все ресурсы первого ЦОДа были раскуплены. По словам директора Huawei Cloud в России Ван Вэя, выручка его подразделения за неполный год составила 2 млн. долл. В 2019 г. число сервисов увеличится до 50 в основном за счет предложений PaaS, а также появятся специализированные вертикальные решения для различных отраслей — ритейла, медиа- и киноиндустрии, игрового сегмента, транспорта, промышленности и финансового сектора. Среди них уникальные для российского рынка сервисы искусственного интеллекта собственной разработки Huawei, а также сервисы и инструменты для разработки приложений непосредственно в облаке. Предполагается, что все это позволит довести в 2019 г. облачные доходы компании в нашей стране до 15 млн. долл., а в 2020 г. ввести Huawei в тройку ведущих поставщиков облачных решений в России.

По оценкам iKS-Consulting, представленным директором этой компании по развитию Дмитрием Горкавенко, объем российского облачного рынка (PaaS, SaaS и IaaS) в 2018 г. достиг отметки 68,4 млрд. руб. (1,1 млрд. долл.). Рост по отношению к 2017 г. в национальной валюте составил 25%, в долларах — 17,5%. Ожидается что в 2022 г. этот объем более чем удвоится и превысит 155 млрд. руб. Рынок будет расти с ежегодным темпом не менее 23%, что гораздо выше темпов роста ИТ-рынка в целом.

О примере использования PaaS-платформы Huawei в игровой сфере с целью цифровой трансформации бизнес-модели рассказал директор по развитию бизнеса компании Loudplay Виталий Стародубов. Как известно, игровой софт предъявляет самые высокие требования к производительности клиентских устройств, стоимость которых нередко превышает 100 тыс. руб., что существенно ограничивает клиентскую базу. По данным Newzoo, 87% ПК в России не способны поддерживать современные игры. Специалисты Loudplay развернули на облаке Huawei своеобразную платформу для игровых виртуальных десктопов, которая переносит всю сложную графическую обработку сцен на облачные серверы, а клиентское устройство только отображает видеопоток, поступающий с облака. По словам Виталия Стародубова, одним из важных достоинств облака Huawei является поддержка в нем виртуализации ресурсов графических процессоров. Предполагается, что новый сервис позволит расширить игровую аудиторию в 2-4 раза и перенаправить финансовые потоки с покупки железа на почасовую аренду контента.

Как рассказал директор по решениям направления Huawei Cloud в России Артур Пярн, за прошедший год число дата-центров, где компания размещает свои облачные решения, увеличилось с одного до трех: это московские ЦОДы компаний-партнеров 3Data, DataPro и Ixcellerate. Количество стоек выросло с 80 до 500. До конца года число стоек будет доведено до 1 тыс. Меняется и бизнес-модель. Если изначально поставщиком услуг формально являлась российская 3data, осуществлявшая продажи и обеспечивавшая первую и вторую линию техподдержки (третью брала на себя Huawei), то теперь эти услуги продает сама Huawei. 3data сохраняет статус ведущего партнера, управляющего облаком, расположенным на всех трех упомянутых ЦОДах. К предоставлению своих облачных сервисов Huawei намерена привлечь партнерскую сеть подразделения Huawei Enterprise, включающую более тысячи компаний: системных интеграторов, реселлеров, дистрибьюторов и разработчиков, которые будут заключать соглашения с Huawei Cloud и развертывать в публичном облаке собственные решения.

По словам Артура Пярна, ситуация в России быстро меняется, в том числе и в контексте национальной программы построения цифровой экономики. Облачными решениями заинтересовались даже те заказчики, которые ранее предпочитали строить исключительно физические ЦОДы и создавать собственные ИТ-решения. Это аэропорты, финансовые учреждения, промышленные и добывающие компании. Важно то, что Huawei — по сути единственный крупный глобальный инфраструктурный вендор, развернувший в нашей стране полностью локализованное для России облако. Как утверждает Артур Пярн, в терминах TCO облако становится более выгодным вариантом развития ИТ-инфраструктуры для многих заказчиков на горизонте 3-5 лет.

В прошлом году Huawei завершила сертификацию своей облачной ОС Huawei FusionSphere в ФСТЭК, став одним из немногих производителей средств виртуализации, обладающим в России официальным сертификатом соответствия на подобную операционную систему. Это позволяет компании размещать на облачной платформе решения, содержащие персональные данные в соответствии с 152-ФЗ.

Еще одно важное принятое решение, отмеченное Ван Вэем, — это смещение в 2019 г. фокуса внимания с заказчиков облачных услуг из сегмента малого и среднего бизнеса на крупные компании и государственные учреждения, которым будут предложены специальные гибридные сервисы.