Согласно данным исследования, которое провели кадровое агентство Harvey Nash и консалтинговая компания KPMG, 64% предприятий закупают технологии и управляют ими вне контроля ИТ-отделов. Эти данные ставят под вопрос авторитет CIO, традиционно считающихся «хранителями» технологий на предприятиях, пишет портал ZDNet. Форма деятельности сотрудников, которая ранее осуществлялось скрытно, — так называемые теневые ИТ — априори переросла в полномасштабную деловую тактику. В настоящее время руководители бизнес-подразделений перешли к децентрализованным методам приобретения ИТ, к примеру, они выбирают облачные сервисы по своему усмотрению, часто не ставя об этом в известность ИТ-директора.

Генеральный директор Harvey Nash Альберт Эллис считает, что теневые ИТ — давно обозначившаяся тенденция, но это ни в коей мере не значит, что нужда в CIO в скором времени отпадет. По его словам, результаты исследования являются следствием того, что многие ИТ-лидеры решили взять под контроль теневые ИТ, но потерпели неудачу. «ИТ-директорам поручили разобраться с проблемой, но они перегнули палку, — говорит он. — Другими словами, директивный подход не оправдал себя, CIO столкнулись с враждебным отношением или их указания попросту игнорировались. Сейчас мы наблюдаем плавный переход к закупкам ИТ-сервисов, которые осуществляются бизнесом. Теперь миллениалы сами выбирают облачные сервисы исходя из необходимого им функционала».

Следует заметить, что доверительность результатов, полученных Harvey Nash и KPMG, крайне высока, потому что в опросе участвовало 3645 технологических лидеров со всего мира. Ключевой вывод: традиционная организация ИТ-департамента во главе с CIO для многих организаций себя исчерпала. Исходя из этого, многие CIO не только ослабляют контроль за теневыми ИТ, но и прикладывают все усилия, чтобы сотрудничать с бизнесом. «В будущем ИТ-директора должны перевоплотиться в цифровых лидеров, взяв на себя роль проводников в мир цифровой трансформации, — считает Эллис.— Если у вас имеется какой-либо бизнес и вы хотите процветать — у вас должен быть цифровой продукт. Роль ИТ-директора заключается в том, чтобы помочь своей организации выдержать правильный баланс между аналоговым и цифровым мирами».

Исследование подтверждает, что 44% организаций в ближайшие три года планируют кардинально изменить свою бизнес-модель. При этом 52% опрошенных считают целесообразным привлечь в качестве консультантов технологические группы, которые могут оказать содействие при выборе ИТ-сервисов или оказать другую поддержку, что повысит конкурентоспособность бизнес-подразделений и ускорит вывод на рынок новых продуктов. По роду деятельности ИТ-директора должны применять свой опыт для оказания влияния на ход трансформации бизнеса, однако, как показывают данные исследования, так бывает не всегда. Принимая стратегические или тактические бизнес-решения, 43% компаний не консультируются с ИТ-департаментами. Эллис находит это «очень странным», говоря, что согласованность действий бизнеса и ИТ всегда была под большим вопросом и по-прежнему является проблемой.

«Многие ИТ-директора плетутся в хвосте конкурентной борьбы, их не видно и не слышно, потому что они завалены текущими изменениями, — говорит он. — Они работают в таких ключевых областях, как платежные системы, и занимаются поддержкой бизнеса, а не привносят новые идеи. Далеко не все CIO состоят в исполнительной команде топ-менеджеров».

Отсутствие интеграции между ИТ и бизнесом вызывает недоумение. Эксперты как минимум последние десять лет советуют ИТ-директорам как можно больше ориентироваться на бизнес. Тем не менее, с каждым годом их остается все меньше в советах директоров: всего за два года количество CIO в этих органах снизилось с 71 до 58%. «ИТ-директора считают, что они должны нести большую ответственность, но для этого им нужно предоставить полномочия в совете директоров», — говорит Эллис.

Его точка зрения расходится с мнением Стива Бейтса, директора KPMG. Он говорит, что прежде, чем беспокоиться о своей роли в исполнительной иерархии, ИТ-директорам нужно сосредоточиться на бизнесе. Бейтс признает, что в вопросах цифровой трансформации каждый член совета директоров пытается перетянуть одеяло на себя, поэтому если CIO не сумеют доказать свои возможности, их могут отодвинуть в сторону. «Перераспределение обязанностей между CIO, CTO (технический директор) и CDO (директор по цифровым технологиям) происходит довольно динамично. Большинство компаний пытаются понять, как технологические лидеры работают с гибридной моделью, как нужно управлять цифровыми и традиционными каналами, как распределяются полномочия и кто несет ответственность за инвестиции, данные, дизайн и безопасность», — говорит он.

Неопределенность ситуации — основная причина, отбивающая у цифровых лидеров желание участвовать в принимаемых бизнесом решениях о закупке ИТ-продуктов. По мере того, как все больше конечных пользователей берут на себя ответственность за расходы на технологии, CIO вынуждены действовать не только как операционисты, но и как глашатаи цифровизации, которые помогают бизнесу извлекать выгоду из технологий. «Цифровые лидеры оторвались от стартовой точки и теперь у них нет иного пути, кроме как пересечь финишную черту. Если они этого не сделают — проиграют», — считает Бейтс.

В целом складывающаяся для ИТ-директоров картина не вызывает оптимизма: многие предприятия игнорируют их мнение, отдавая решения о приобретении ИТ-сервисов на откуп бизнес-лидерам. CIO также приходится бороться за власть с CDO и CTO, не говоря уже о CFO (финансовый диретор) и CMO (директор по маркетингу). Однако в руках CIO имеется беспроигрышный козырь — в долгосрочной перспективе игнорирование CIO может привести к проблемам. Организации, которые при выборе бизнес-решений не консультируются с ИТ-директорами, в два раза чаще рискуют приобрести продукт с массой потенциальных уязвимостей.

Кроме того, закупка бизнес-решения в обход мнения ИТ-департамента на 23% снижает вероятность того, что оно будет «очень эффективным» в завоевании доверия клиентов с помощью технологий, и на 9% повышает шансы, что такой бизнес-софт в ближайшие два года окажется под ударом киберпреступников. Для того, чтобы принести пользу своей компании, в будущем ИТ-директорам следует стать ориентированными на клиента, накопить опыт управления и создания безопасных продуктов и услуг. «Ключевое различие между современным ИТ-директором и ИТ-директором будущего заключается в том, что последний всегда будет открыт к сотрудничеству, — говорит Бейтс. — Я вижу его в роли лидера, который не станет огораживаться, а наоборот — соберет вокруг себя коллектив, который принесет пользу бизнесу».