Корпорация Schneider Electric, мировой эксперт в управлении энергией и промышленной автоматизации, приступила к роботизации бизнес-процессов (robotic process automation, RPA), создав группу для рассмотрения сценариев ее применения.

Использование RPA в секторе управления электроэнергией показывает, что даже масштабные проекты начинаются с небольших шагов, пишет портал TechTarget.

Schneider Electric — крупная международная корпорация со штаб-квартирой во Франции. Ее доход в 2018 г. составил 25,7 млрд. евро. В корпорации работают 130 тыс. человек. Она ведет бизнес более чем в 100 странах.

По словам CIO Schneider Electric Элизабет Хекенсон, серьезные инициативы в области RPA появились в корпорации в середине 2018 г. Успешные пилотные проекты проложили путь для запуска в 2019 г. всемирной инициативы.

«Пилотные проекты — это то, что мы обычно делаем с новыми технологиями вроде RPA, — сказала Хекенсон. — Эти проекты оказались успешными, так что в начале этого года мы создали всемирную группу».

Бизнес Schneider Electric охватывает несколько направлений, включая IoT, автоматизацию строительства и промышленности, инфраструктуру ЦОДов (системы охлаждения и распределения электропитания). Корпорация объявила, что ее целью является «цифровая трансформация управления электроэнергией и автоматизации».

Где действуют боты

RPA-инициатива является одним из компонентов такого видения. В рамках пилотных проектов к 1 июля были введены в эксплуатацию 170 ботов. Более 100 из них — в Китае.

«Они более продвинутые», — сказала Хекенсон об использующих RPA китайских подразделениях компании. Она сослалась на регионального CIO Schneider Electric, который быстро определил сценарии использования и конкурирующие технологические приоритеты в других регионах, где действует корпорация.

В настоящее время Schneider Electric применяет ПО компаний Blue Prism и UiPath. По словам Хекенсон, это сходные платформы, но корпорация продолжает их сравнивать. Пока что боты установлены в центрах обслуживания клиентов, подразделениях финансов, HR и управления цепочками поставок.

Хекенсон надеялась к 1 июля развернуть более 220 программных роботов. Эта цель не была достигнута, в частности, потому, что некоторые сценарии их использования были отвергнуты. Главную ответственность за создание ботов несет созданная в рамках ИТ-подразделения всемирная RPA-группа Schneider Electric, которая рассматривает представленные руководителями бизнес-подразделений сценарии. Группа отклонила больше сценариев, чем одобрила.

«Мы не хотим с помощью RPA заниматься лоскутной автоматизацией, — сказала Хекенсон. — Мы хотим охватить процессы от начала до конца».

Сценарии использования RPA могут быть также отвергнуты, если имеются фундаментальные нарушения процессов, автоматизацию которых они предусматривают. А некоторые процессы не обладают достаточным трансформирующим потенциалом.

Избежание дублирования ботов

RPA-команда Schneider Electric является единым глобальным центром корпорации по софтверным роботам. Одна из ролей данной команды — минимизация дублирования работ по разработке ботов по запросам бизнеса. «Так, если в наш колл-центр в Европе поступил запрос от бизнес-пользователей, а потом в США появился очень похожий запрос, то глобальная команда в курсе, что соответствующий бот уже создан», — пояснила Хекенсон. В отсутствие глобальной команды RPA-активность была бы изолирована в рамках отдельных бизнес-групп, что препятствовало бы кросс-корпоративной прозрачности. Если допустить изоляцию ботов, «мы не будем знать что происходит и не сможем воспользоваться всеми преимуществами наших разработок», — добавила она.

RPA-группа приступила к обучению сотрудников бизнес-подразделений составлению целесообразных сценариев применения RPA и способам наилучшего использования преимуществ этой технологии.

«После обучения количество одобренных сценариев значительно возросло, — отметила Хекенсон. — Мы считаем, что необходимо проводить дальнейшее обучение использованию RPA».

Другая проблема заключалась в достижении ожидаемой производительности программных роботов. В некоторых случаях одобренные сценарии не достигают поставленных целей. Тогда RPA-группа их пересматривает. Хекенсон привела следующий пример. Ожидалось, что бот в колл-центре обслуживания клиентов заменит пятерых принимающих заказы сотрудников. Но он позволил высвободить лишь двоих.

«Мы начинаем понимать, что это итеративный процесс», — призналась Хекенсон. Корпорации пришлось пересмотреть планы сокращения работников и задуматься над тем, не следует ли для достижения поставленных целей автоматизировать выполнение большего числа задач.

Ускорение внедрения RPA

Целью RPA-группы является быстрое предоставление ботов владельцам бизнес-процессов. В настоящее время на создание бота требуется примерно четыре недели. По словам Хекенсон, планируется сократить этот срок до двух-трех недель. «Мы хотим быстро изготавливать и передавать ботов бизнес-подразделениям», — сказала она.

После того как бот поступает в бизнес-подразделение, владельцам процессов, как правило, необходимо от четырех до восьми недель на развертывание и осознание предоставляемых им преимуществ. RPA-группа изучила причины такой задержки. Согласно одному предположению, это время необходимо для перераспределения задач.

Программа управления изменениями, вероятно, значительно сократит сроки перехода к полноценному использованию ботов. Хекенсон хотелось бы, что это происходило с задержкой не более чем на две недели.

Несмотря на все проблемы с внедрением ботов, Хекенсон сохраняет уверенность в успехе. «Хорошая новость в том, что с каждым разом мы приобретаем новый опыт», — сказала она.