Для ускорения цифровой трансформации компании и организации все чаще используют роботизацию бизнес-процессов (RPA). Портал ComputerWeekly оценивает состояние рынка RPA.

Forrester определяет RPA как технологию создания программных агентов (ботов), которые могут имитировать взаимодействие человека с программными системами. Эти боты решают предсказуемые задачи либо совместно с людьми (сопровождаемая RPA), либо преимущественно автономно (несопровождаемая RPA). RPA все чаще наделяется возможностями искусственного интеллекта, такими как считывание неструктурированных данных.

Исследовательская фирма Computer Economics в апрельском докладе о технологических тенденциях отметила, что ботов обычно учат реагировать на различные сигналы на примере людей. Например, когда сотрудник сообщает в департамент HR об изменении домашнего адреса, может быть запущен бот, который обновит записи в системах заработной платы, пособий, отчетности по расходам и кредиторской задолженности, точно так же, как поступил бы человек.

Поскольку такой процесс протекает на уровне интерфейса пользователя, данный подход может быть проще, чем попытка интегрировать системы на уровне API. «Бот просто имитирует нажатия клавиш и щелчки мышкой, которые производил бы человек, освобождая его для более важной работы. Машина учится, наблюдая за действиями человека, выполняющего свою работу», — говорится в докладе.

Связывание систем

Считается, что RPA является сравнительно простым способом интеграции различных систем. Часто RPA применяется, чтобы бизнес-процессы по крайней мере казались полностью объединенными, даже если между лежащими в их основе ИТ-системами отсутствует прямая связь.

Хотя в результате получается не столь полное объединение, как при интеграции всех корпоративных приложений, исследования (в том числе проведенное Computer Economics) показывают, что инвестиции в RPA окупаются гораздо быстрее, чем вложения в традиционную интеграцию корпоративных приложений.

Опрос 249 ИТ-подразделений по всему миру, проведенный в рамках исследования Computer Economics в сентябре-декабре 2018 г., показал, что RPA не создает значительных рисков, зато приносит большие выгоды. «Это первый год, когда RPA достаточно глубоко проникла на рынок, чтобы заслужить включения в исследование. Ее цель в том, чтобы предоставить компьютерам делать то, что они делают лучше всего, — выполнять повторяющиеся задачи, требующие точности, но не дающие простора для творчества, и освобождать людям время для решения проблем более высокого порядка. Ввиду успеха первопроходцев мы ожидаем быстрого роста RPA», — отметил вице-президент Computer Economics по исследованиям Дэвид Вагнер.

Рост рынка

В июне 2019 г. Gartner сообщила о росте рынка RPA в 2018 г. на 63,1% до 846 млн. долл., что сделало его самым быстро растущим сегментом мирового рынка корпоративного ПО. По прогнозу Gartner, в 2019 г. доход от RPA достигнет 1,3 млрд. долл.

Вице-президент Gartner Фабрицио Бискотти сказал, что такой рост вызван стремлением организаций интегрировать унаследованные системы. «Хотя ПО RPA можно найти в любой отрасли, основными его пользователями являются банки, страховые, телекоммуникационные и электроэнергетические компании», — отметил он. В этих отраслях традиционно много унаследованных систем. Их интеграция является главной движущей силой проектов RPA.

Бискотти считает, что RPA позволяет организациям ускорить цифровую трансформацию, извлекая при этом пользу из прошлых инвестиций в технологию.

Аналитик Forrester Дж. П. Гауднер предупреждает в отчете «Forrester tech tide: AI, automation and robotics for customers and employees» за II кв. 2019 г.: «Компании, не вкладывающие средства в RPA, упускают возможности автоматизации. Автоматизация повторяющихся задач способна сделать труд работников более производительным».

Тем не менее, он считает, что вокруг RPA поднята излишняя шумиха. «Поскольку на рынке появляется все больше технологий, велик соблазн поддаться ажиотажу. Но следует проявлять добросовестность при управлении портфелем технологий, — предостерегает Гауднер. — Проследите, чтобы инвестиции направлялись на решения и стратегии, которые будут отвечать специфическим потребностям бизнеса вашей фирмы».

Согласно анализу Gartner, крупнейшими производителями ПО RPA являются Automation Anywhere, Blue Prism и UiPath. Примечательно, что на этом рынке не представлены основные поставщики корпоративных ИТ, такие как IBM, Microsoft, SAP и Oracle. Gartner считает, что в ближайшие несколько лет мега-вендоры либо поглотят нынешние RPA-компании, либо расширят имеющиеся портфели продуктов для управления бизнес-процессами, включив в них RPA.

Недавно директор IDC по исследованиям Джон О’Брайен сообщил, что Automation Anywhere и UiPath влили огромные суммы в программы агрессивного расширения клиентской базы, создавая крупные экосистемы партнеров, бесплатные версии продуктов, предоставляя доступа через облака и бесплатный доступ к продукту. «Похоже, это застало Blue Prism врасплох. Стоимость UiPath взлетела с 3 млрд. долл. в сентябре прошлого года до 7 млрд. долл. Тогда как капитализация Blue Prism оценивается в 1,6 млрд. долл.», — отметил он.

В июле 2019 г. Blue Prism приобрела компанию Thoughtonomy за 80 млн. ф. ст. IDC считает, что это поможет ей сохранить конкурентоспособность по отношению к двум ближайшим соперникам. Thoughtonomy обладает RPA-продуктом для малого и среднего бизнеса в форме SaaS. «В целом мы оптимистично оцениваем это слияние, поскольку объединенными усилиями две компании должны открыть новые возможности роста для них обеих, — сказал О’Брайен. — Конечно, интеграция первого приобретения сопряжена с рисками, и Blue Prism предстоит преодолеть массу препятствий, чтобы сравняться по стоимости с UiPath. Но с точки зрения обслуживания клиентов эта сделка, безусловно, придает компании большое ускорение».

Роботы в публичном секторе

RPA хорошо подходит для публичного сектора. В 2017 г. британское министерство труда и пенсий (Department for Work and Pensions, DWP) продемонстрировало, как RPA может ускорить выплату новых пенсий. Их оформление производилось вручную, что привело к задержке выплаты более чем 30 тыс. пенсий.

В тот момент Шон Уильямсон, старший менеджер продукта DWP, подсчитал, что министерству придется нанять несколько тысяч сотрудников и затратить несколько тысяч часов, чтобы ликвидировать отставание. Вместо этого подразделение DWP Intelligent Automation Garage развернуло 12 роботов UiPath, которые обрабатывали 2,5 тыс. заявок в неделю. Всего за две недели отставание было полностью ликвидировано.

В июле британский фонд Chelsea and Westminster Hospital NHS Foundation Trust запустил использующих Automation Anywhere роботов для автоматизации финансового подразделения. Фонд создал центр превосходства в области RPA и пригласил представителей деловых кругов участвовать в семинарах, посвященных их видам бизнеса. «Мы проводим семинары для выявления тех процессов, которые мы будем автоматизировать, и определения приоритетности разработок, — сообщила финансовый директор фонда Сандра Истон. — На семинаре по финансам мы определили 38 процессов. Мы провели второй семинар по финансам и добавили еще 30 процессов к списку автоматизируемых».

Один из первых роботов для финансовых операций взял на себя выполнявшуюся бухгалтерией вручную в конце каждого месяца работу по сверке счетов. Фонд поставил перед собой цель в будущем году автоматизировать около 40% процессов. Истон стремится к тому, чтобы автоматизацией занимался бизнес. «Я хочу, чтобы люди легко создавали роботов, когда им нужно, и таких, какие им нужны», — заявила она.

Вначале у людей возникают опасения, что роботы их заменят. Но «как только вы поймете, что такое RPA, у вас откроются глаза», — сказала Истон. И продолжила: «У меня много опытных людей. Мы не получаем от них полной отдачи, потому что они тратят много времени на вещи, которые можно автоматизировать. Нам необходимо стремиться к эффективности и держать затраты на как можно более низком уровне. Я хочу, чтобы наша команда могла добавлять стоимость к бизнесу».

Для Истон косвенным преимуществом RPA является то, что она позволяет фонду высвободить средства и направить их на медицинские услуги. «Мы можем потратить эти деньги на лечение, что пойдет на пользу пациентам», — считает она. Однако она видит и возможности для развертывания RPA таким образом, чтобы это непосредственно отражалось на лечении пациентов. Например, в амбулаторном отделении или для более полного использования операционных.

Сокращение осуществляемых вручную процессов

Есть много примеров использования RPA для оптимизации бизнес-процессов в качестве простого способа быстрой интеграции различных ИТ-систем и отказа от становящегося ненужным повторного ручного ввода данных.

Например, Cooperative Bank использует Blue Prism для автоматизации 10 процессов, включая отмену прямого дебетования, закрытие счетов, платежи через систему CHAPS, международные платежи, аудиторские отчеты, интернет-приложения, считывание номеров банковских карт и PIN-кодов.

Поскольку эти процессы требовали частого вмешательства персонала, пояснила менеджер бизнес-систем банка Джоан Мастерс, их необходимо было автоматизировать. «Мы на 25% превысили целевой показатель сокращения сотрудников, — сказала она. — Мы получили возможность высвобождать работников после запуска каждого процесса. Проект позволил нам переключить значительную долю персонала на работу с клиентами».

RPA не решает проблему интеграции

Хотя RPA способна помочь организациям связать разрозненные бизнес-процессы, она не решает тех глубоких проблем, с которыми сталкиваются CIO, пытаясь модернизировать различные ИТ-системы, обеспечивающие работу предприятий.

Слабо связанные системы, соединенные с помощью RPA, могут создать впечатление, будто протекает единый бизнес-процесс. Однако более глубокие процессы остаются разрозненными. Исправить их гораздо труднее, чем заполнить пробелы с помощью автоматизации.

Gartner предупреждает CIO, что представители бизнеса ныне считают, что способны самостоятельно осуществлять автоматизацию без поддержки со стороны ИТ-подразделений. «Инструменты RPA привлекательны, поскольку быстро дают эффект, — указывает Gartner. — Это особенно очевидно при сравнении с другими, более медленными вариантами, такими как создание эффективных API или замена унаследованных приложений».

Однако Gartner считает, что без должного управления легкость связывания систем воедино с помощью RPA вызовет расширение «теневых» ИТ, и это создаст не меньше проблем, чем решит.