Миграция предприятий в облако продолжает набирать обороты, но ее сложно реализовать без модернизации данных. Вместо того, чтобы разработать единую стратегию, многие компании прибегают к двум разным — облачной и модернизации данных, что является ошибочным решением. Руководитель направления технологий для среднего частного бизнеса консалтинговой компании Deloitte Крис Джексон приводит на портале InformationWeek доводы о необходимости объединенной стратегии и дает советы, как ее разработать.

Недавно Deloitte провела опрос с целью выяснить, способствует ли модернизация данных внедрению облачных технологий или препятствует ему. Под термином «модернизация данных» подразумевается переход от устаревших СУБД к современным, предназначенным для обработки неструктурированных данных. Согласно отчету, меры по модернизации данных предлагают существенную экономию затрат по сравнению с ранее применявшимися стратегиями управления данными. Значительная часть экономии достигается за счет облачных БД, которые требуются для нативной работы облака, и сокращения накладных расходов, связанных с БД.

Как отмечает Deloitte, сегодня облачные провайдеры предлагают не только хранилища и вычислительные возможности, но и современные СУБД, а также аналитические инструменты, которые работают на базе ИИ. Хотя хранилища данных в ближайшее время не исчезнут, компании продолжают переносить в облако рабочие нагрузки, и эта тенденция сохранится. «В этом году большинство респондентов для улучшения бизнес-результатов обратило пристальное внимание на ИИ, в частности, на ИИ-автоматизацию, — сказал Джексон. — Прогнозная аналитика и модернизация устаревшей инфраструктуры являются двумя главными инвестиционными приоритетами. За последние пять лет число компаний, которые задействуют предсказательную аналитику для прогнозирования результатов бизнеса или поведения клиентов, выросло на 65%».

Подавляющее большинство (91%) из 504 респондентов сказало, что в основном их компании хранят данные на облачных платформах. 55% отметили, что модернизация данных является движущей силой облачной миграции, тогда как 58% заявили, что ее замедляют такие факторы, как безопасность и защита данных. Компании осознают, что по сравнению с относительно ограниченными локальными аналитическими решениями инструменты облачной аналитики и машинное обучение, развернутые в облачных средах, позволяют лучше понимать поведение клиентов, взаимодействовать с ними и предлагать «следующие лучшие предложения».

Модернизация данных и облака: необходимость согласованной стратегии

Стратегии по переходу в облако и модернизации данных, как правило, реализуются отдельно, но без наличия единой стратегии компаниям вряд ли удастся в полной мере осуществить цифровую трансформацию. Это связано с тем, что облако позволяет быстрее и проще осваивать новые возможности и экспериментировать. Кроме того, его гибкость и экономичность снижают стоимость выхода за пределы основной компетенции организации. «Если говорить о будущем здравоохранения, оно будет зависеть от большого количества совместимых данных, — пояснил Джексон. — Walmart построил клинику в Атланте. Это значит, что к данным, которые собирает ритейлер, добавятся данные со стороны здравоохранения. Их можно будет применять для профилактических целей и оздоровления, что сократит количество случаев заболеваний».

57% респондентов заявили, что они уже полностью переключились на облако, перенеся в него свои данные и критически важные приложения. Компании из многих отраслей используют облако для оптимизации процессов и инноваций. «Почти все подходы к управлению данными, вероятно, будут модернизированы, и почти все данные и приложения со временем перейдут в облако», — говорится в отчете. Помимо того, что клиенты ЦОДов сами переносят в облако все больше систем хранения, вычислительных операций, приложений и аналитики, к этому их также подталкивают поставщики корпоративного ПО и инструментов. Сравнивая предложения ЦОДов и облачных провайдеров, можно придти к заключению, что последние налагают меньше ограничений.

Вдобавок облачные поставщики наращивают количество новых привлекательных услуг, которые расширяют возможности клиентов в одной и той же среде. Наличие взаимосвязанной комбинированной стратегии модернизации данных и облака помогает продвигать бизнес-цели компании. «Компании переходят в облако, чтобы ускорить взаимодействие со своими клиентами, — утверждает эксперт. — Но прежде, чем согласовать стратегии данных и облачные стратегии, следует определиться со сферой применения: либо компания приватно и в ускоренном темпе передает клиенту информацию, поддерживая и развивая с ним взаимоотношения, или же она снимает данные с датчиков, отслеживая перемещение какого-то объекта в цепочке поставок».

Компании, которые еще не согласовали свои стратегии модернизации облачных вычислений и данных, должны сделать это сейчас, потому что им нужно нагнать конкурентов, имеющих преимущество в три-четыре года. Последние уже миновали стадию начальных экспериментов и пожинают плоды объединения стратегий. Чем дольше откладывать в долгий ящик разработку единой стратегии, тем будет сложнее эффективно конкурировать. «В постоянно меняющейся среде командам нужно работать все более слаженно и быстро, — считает Джексон. — Это делает вас более проворными».

Переход к единой стратегии

Новый подход требует организационной адаптации, которая касается людей, процессов и технологии. Чтобы правильно подойти к ней, компаниям требуется экспертиза, а также повышение квалификации сотрудников на всех уровнях и во всех отделах. «С течением времени роль высшего руководящего состава меняется, — сказал Джексон. — К примеру, изменились должностные обязанности CMO, потому что они достаточно поднаторели в технологиях, чтобы связать эти знания с аспектами клиентского опыта».

В некоторых компания CDO наделены большими полномочиями, чем CIO, которые прекрасно разбираются в технологиях, но не выступают в роли визионеров. CFO избавляются от традиционного корпоративного мышления и начинают мыслить индивидуально, рассматривая возможности для бизнеса, продукты и портфели, в которые можно инвестировать. Независимо от того, как распределяются роли, важно иметь общее видение, которое пронизывает всю организацию. Единая стратегия модернизации облака и данных поможет быстрее и эффективнее реализовать ее бизнес-цели.