Концепция бизнес-аналитики (business intelligence, BI) не обладает конкретной направленностью — ее можно применять для решения разнородных задач. Авторитетные компании подстегнули к ней интерес, и BI начало интересоваться все больше компаний. Портал Techopedia рассказывает о том, как устроена технология и какие выгоды она может принести.

Что такое BI

BI предназначена для сбора и анализа данных с целью получения информации, которая повышает эффективность работы компании. Ее определение слишком расплывчатое, поэтому многие компании ошибочно полагают, что круг задач BI ограничивается одним анализом данных.

Четыре основных критерия BI

Если выйти за рамки терминологии, BI можно рассматривать как вершину бизнес-анализа, поскольку она дает действенные идеи, необходимые бизнесу для принятия обоснованных решений. Для этого эффективная бизнес-аналитика должна соответствовать четырем основным критериям.

1. Точность входных и выходных данных имеет первостепенное значение. И те, и другие связаны между собой. Нужно четко усвоить, что любая BI-система может дать сбой из-за проблемы «мусор на входе, мусор на выходе» (garbage in, garbage out, GIGO). Обрабатывая мусорные данные, она в итоге выдает недостоверные результаты, даже если аналитическая модель является надежной. Чтобы получить точные ответы (выходные данные), поступающие данные должны быть точными и соответствовать теме запроса. Нецелесообразно сваливать все имеющиеся у компании данные в аналитическую модель и ожидать, что она будет решать любые задачи, начиная с обработки производственных показателей и заканчивая выдачей данных о семейном положении сотрудников. Именно поэтому при выборе данных, которые имеют отношение к конкретной проблеме, часто полагаются на мнение людей. Тем не менее, человеку свойственно ошибаться: он может подходить к выбору данных предвзято или просто ошибаться, что опять же отсылает к проблеме GIGO.

2. Ценные знания. Не все знания одинаково полезны. К примеру, производителя бейсбольных перчаток может заинтересовать информация о клиентах-левшах или правшах, но она не представляет практического интереса для производителя обуви. Другими словами, анализ всей полноты данных может натолкнуть на новые идеи или принести пользу, но вероятность такого развития событий не очень высока. Предназначение BI в том, чтобы снабжать компанию конкретной и нужной информацией. Например, BI-система выдала спортивному магазину информацию, что многие покупатели вместе с бейсбольными перчатками приобрели кроссовки. Это могло бы натолкнуть его владельцев на мысль, что ради удобства покупателей витрины с обоими товарами лучше или поставить рядом, или же разнести их по разным углам магазина, чтобы они бросались в глаза.

3. Своевременность. Обладание точными и ценными сведениями — это только полдела. BI также должна предоставить их в нужное время. Если ранее упоминавшийся спортивный магазин обнаружит о сложившейся зависимости товарных позиций только в декабре, а не тогда, когда сформировалась покупательская тенденция, он может не успеть извлечь из нее выгоду на распродаже в конце года. Своевременность подразумевает, что оперативный ввод данных должен оборачиваться оперативным выходом бизнес-идеи (озарения).

Предприятия устанавливают сроки принятия решений в зависимости от вида деятельности, поэтому они могут быть разными. Розничный магазин, скорее всего, применит BI для ввода наиболее актуальных данных о продажах в надежде получить своевременную информацию, с помощью которой он будет корректировать свою торговую стратегию ежемесячно, еженедельно или даже ежедневно. Компании, занимающиеся разведкой и добычей нефти и газа, проводят долгосрочные операции, поэтому проводят корректировки только на ежеквартальной или ежегодной основе.

4. Действенность. Еще один критерий, определяющий практичность любого типа BI — способность предоставить действенную информацию. Отчасти это означает понимание практических ограничений. Например, успешными хотят стать все компании, но далеко не все из них имеют неограниченный капитал для модернизации всего оборудования. Таким образом, качественная BI-система должна подсказать, как обновить оборудование, уложившись в выделенный бюджет, или, что еще лучше, натолкнуть на мысли, которые позволят максимально использовать существующие активы организации. Другими словами, ценность BI заключается в ее способности выходить за пределы очевидного, но не покидать их, оставаясь в рамках финансовых возможностей компании, и при этом предлагать осуществимые идеи, предназначенные для улучшения процессов и прибыльности бизнеса.

Процесс BI

Что происходит в «черном ящике» BI? Процесс бизнес-аналитики очень похож на цикл Деминга и состоит из четырех повторяющихся шагов (этот процесс часто называют непрерывным улучшением, или кайдзен):

  1. сбор данных. Сначала отбираются источники данных, затем проходит накопление данных и в дальнейшем они преобразуются в формат, пригодный для анализа;
  2. анализ и действие. Данные анализируются и составляется план действий;
  3. оценка. Результаты действий оцениваются с помощью выбранной модели;
  4. обратная связь. Результаты действий становятся отправной точкой для постоянного улучшения процесса BI.

Бизнес-аналитика в действии

BI — это цикл Деминга, применяемый в организации и во всех ее бизнес-направлениях с упором на технологию. С этой точки зрения ПО помогает значительно упростить процесс анализа данных в связке с большим набором данных. BI-системы эффективны только в том случае, если они выдают идеи, которыми руководствуются при принятии решений.

Крупные организации уже оценили BI в качестве советчика, что придало ей значительный авторитет в мире бизнеса и теперь с ней экспериментирует все большее число компаний.