Технологии могут развиваться десятки лет, пока не станут популярными или хотя бы достаточно перспективными среди широкой аудитории. В этот момент они начинают обрастать маркетинговыми терминами, пытающимися убедить, что мы имеем дело с чем-то чрезвычайно новым и прорывным. Примерно такая ситуация сейчас происходит с Edge и Fog computing.

Относительно недавно в России было в порядке вещей строить децентрализованные инфраструктуры в составе больших холдингов. Так поступали крупные банки и ритейлеры при управлении филиалами, чтобы анализ транзакций и обработка операций осуществлялись быстрее. Сейчас тренд другой — компании консолидируют данные в рамках одного ЦОДа или облака, чтобы упростить управление ресурсами. Между тем есть мнение, что Edge и Fog computing, считающиеся всего лишь массово используемой ранее архитектурой приложений, смогут вытеснить в скором времени облака. В частности, про это говорят аналитики Gartner, анализируя рост рынка Интернета вещей.

Путаница в определениях

Перед тем, как развеять миф о скором «рассеивании облаков», стоит разобраться в терминах. Edge и Fog computing используются часто как синонимы. По сути же периферийные (Edge) вычисления представляют собой компонент туманных (Fog) вычислений. Они выполняются непосредственно на датчике или устройстве, который собирает информацию. Туманные вычисления, в свою очередь, происходят в сети между конечными устройствами и дата-центрами, то есть в локальной инфраструктуре филиала или территориально удаленного офиса компании.

Периферийные вычисления и IoT: когда централизация не нужна

В чем правы аналитики, так это в связи «вычислений на периферии» (и Edge, и Fog) с развитием IoT. Действительно, когда пришел запрос с рынка обрабатывать с огромного количества устройств немалые объемы данных, возник вопрос, где можно рентабельно их хранить и обрабатывать. Дата-центры для этой задачи походят далеко не всегда. Это слишком дорогое решение, чтобы «забивать» его информацией, имеющей короткий срок жизни или не столь значительное значение для бизнеса.

Приведем пример: на промышленном предприятии установлены системы, отслеживающие температурные режимы доменных печей. Данные обновляются ежедневно, мониторинговых устройств может быть тысячи и десятки тысяч. Это решение позволяет в режиме реального времени контролировать качество выпускаемой продукции и соблюдать требования по охране труда и производственной безопасности. Нужно ли эти данные отравлять в головной офис через всю Россию? Наверняка нет, так как эти сведения обладают ценностью локально.

Или другая ситуация: компания собирает терабайты видеоматериала. Это могут быть исходные данные системы видеоаналитики транспортных организаций и служб безопасности корпоративных клиентов. Передача таких телеметрических данных на постоянной основе слишком затратна, так как переполняет каналы связи. И так же, как и с датчиками на промышленных объектах — она абсолютна не нужна. Достаточно в местах установки устройств видеофиксации анализировать данные и лишь в случае инцидентов вырезать куски видеопотока. В остальных случаях стоит ограничиться передачей в центр лога событий, а не всего массива видео.

Периферийные вычисления и IoT: когда без централизации никуда

Периферийные вычисления в эпоху Интернета вещей действительно смогут «нарастить» вес, но ни о каком замещении дата-центров и облаков речь не идет. Напротив, без тех же облаков начнет замедляться распространение и IoT, и некоторых других технологий. Например, искусственный интеллект (к слову, концепция, которая как Edge/Fog насчитывает десятки лет) в качестве базы для своего развития может использовать данные с указанных ранее промышленных датчиков. Если цель у компании — не только постоянный мониторинг, но и выявление закономерностей в работе производственных объектов, данные с устройств нужно периодически отправлять в аналитическую систему в облаке. Только таким образом она сможет самообучаться.

Еще один сценарий применения IoT, не подразумевающий исчезновения облака в общей цепочке — постоянный сбор данных об операционной деятельности с различных устройств. Примером может служить облачная система телеметрии для десятков тысяч вендинговых аппаратов, размещенных по всей России. Данные поступают из аппаратов в аналитическую систему, из которой в агрегированном виде появляются в мобильном приложении операторов. Те, в свою очередь, через смартфон в любое время могут отслеживать качество ассортимента, срок годности товаров, рентабельность каждой точки, оптимальный маршрут доставки продукции. Управление этим IoT-продуктом происходит централизованно в том числе еще и потому, что через аналитическую систему в режиме реального времени должны поступать фискальные данные.

***

IoT за счет своей массовости может повлиять на рынок устройств хранения и обработки данных. В ряде случаев обработка действительно будет вынесена за границы централизованных дата-центров. Но скорее всего чаще будет встречаться компромиссная многокомпонентная структура, в которой найдется место для множества технологий, в том числе облачных.

Автор статьи — заместитель директора департамента вычислительных систем ИТ-компании КРОК.