Опрошенные порталом Information Age эксперты поделились своими прогнозами по поводу того, как в следующем году сфера регулирования данных повлияет на технологическую среду и как изменится корпоративная схема применения данных.

Персонал получит расширенные права для доступа к данным

Одним из прогнозируемых аспектов использования данных является рост их демократизации. Некоторые рыночные наблюдатели считают, что развертывание компаниями автоматизированных решений выведет их на новые уровни эффективности, при этом их сотрудники не будут чувствовать, что над ними нависла угроза увольнения. «По мере дальнейшей демократизации технологий и усиления пользовательских навыков применения множества приложений и систем, часто без помощи ИТ-служб, мы увидим непрерывный рост числа работников, которые освоят решения для самообслуживания, low-code, программы на базе ИИ. Это будет способствовать повышению производительности труда, расширит горизонт возможностей и улучшит результаты повседневной работы», — полагает CTO SnapLogic Крейг Стюарт.

ИТ-системы станут самоуправляемыми

И без того большой объем данных, который накапливается корпоративными системами, продолжит увеличиваться, поскольку, как прогнозирует IDC, в течение пяти лет общая масса мировых данных достигнет 175 Зб. «Тем не менее рынок будет адаптироваться к новым условиям. В течение следующих нескольких лет организации задействуют для обработки потоков данных машинное обучение и сложную автоматизацию, — считает старший директор и руководитель направления технологий Veritas в Великобритании и Ирландии Джасмит Сэгу. — Благодаря возможностям обработки чисел машинное обучение является идеальным решением для управления данными. Вскоре мы убедимся, что оно сможет давать точные прогнозы о надвигающихся сбоях в работе оборудования или что ему доверят контроль за управлением ресурсами».

По его словам, искусственный интеллект будет, например, автоматически закупать дополнительный объем облачного хранилища или перераспределять его, когда обнаружит, что рабочая нагрузка приближается к критической отметке. «В то же время, учитывая последние достижения в области технологий, мы также можем ожидать, что данные станут более интеллектуальными, самоуправляемыми и самозащищающимися. Нас ожидает новый тип автоматизации, где данные будут привязаны к определенному типу цифровой ДНК. С его помощью данные не только можно будет идентифицировать, но и программировать, внося инструкции и политики», — добавил он.

Возрастет потребность в data governance

По мнению некоторых экспертов, резкий скачок количества данных на предприятиях вынудит последних ужесточить за ними контроль и заняться их управлением. «Технология продолжает генерировать данные. В 2020 г. они будут иметь первостепенное значение для предприятий не только с точки зрения понимания. Им также придется упорядочить методы хранения, применения, передачи и удаления информации в соответствии с регуляторными актами наподобие GDPR, — говорит директор департамента цифровых инновационных услуг Insight UK Феликс Гердес. — Тем не менее, растущее число технологий приведет к росту данных, к чему многие организации ввиду устаревших процессов окажутся не готовыми. В результате мы станем свидетелями растущего числа серьезно настроенных компаний, которые прибегнут к корпоративным стратегиям управления данными (data governance) с целью их лучшего понимания и последующего извлечения из них ценной информации».

По его словам, корпоративная функция управления данными — это во многом новая область, поэтому стоит ожидать, что на рынке будет наблюдаться всплеск интереса на консультационные услуги в сфере data governance и это откроет новые возможности для экспертов.

Появятся глобальные стандарты данных

Вступивший в мае 2018 г. в силу регламент защиты персональных данных GDPR вынудил европейские компании задуматься о том, как им должным образом защитить данные пользователей. Можно ли допустить, что появится унифицированный стандарт данных, который выйдет за территорию ЕС? «Несмотря на то, что такие стандарты, как GDPR показали свою дееспособность, способствуя тому, что компании начали уделять приоритетное внимание гигиене и защите данных, пока что не существует единого глобального стандарта, следуя которому предприятиям могли бы обеспечить хранение, управление, классификацию и защиту своих данных», — отметил Сэгу.

Он считает, что существующее положение вещей многих устраивает или к нему попросту привыкли, что оборачивается расхождением в методах обработки данных и, как следствие, приводит к замедлению потока информации между организациями, вынуждая их тратить дополнительные время и ресурсы на очистку и управление данными. «Данные стали источником жизненной силы во многих секторах — мы не можем позволить им угаснуть. Именно поэтому мы увидим согласованное движение, которое берет начало в разных отраслях, чтобы ввести юридически применимые стандарты качества данных. Можно предположить, что в качестве механизма для обмена секретными данными будут служить синтетические данные, что выведет из под угрозы источник или предмет данных», — добавил он.

Регуляторы столкнутся с проблемой повторных нарушений GDPR

С момента введения GDPR некоторые компании были оштрафованы за то, что не следовали его нормам и рисковали безопасностью данных клиентов. CEO Skurio Джереми Хенди считает применение штрафов за разовые нарушения законодательства по соблюдению правил обращения с пользовательскими данными действенной мерой, но не исключает, что в 2020 г. появятся компании, которые многократно нарушат их и это станет проблемой для регуляторов. «В 2019 г. регуляторы продемонстрировали грозный оскал и доказали, что высокие штрафы были не просто угрозой, — сказал он. — Это стало очевидно, когда хлынула первая волна многомиллионных штрафов за нарушения GDPR, когда вскрылось огромное количество фактов компрометации пользовательских данных».

В следующем году GDPR окажет более глубокое влияние на поведение потребителей, полагает Хенди, поскольку этот регламент является основой защиты пользовательских данных. Компании, которые решатся его игнорировать, вероятно, столкнутся с разочарованием и последующим оттоком клиентов. «В 2020 г. на нарушителей обрушится новая волна штрафов, но вместе с тем регуляторы столкнутся со случаями повторного правонарушения. Все это поднимает вопрос важности раннего обнаружения спекулятивных действий со скомпрометированными учетными данными. К примеру, компании могут заблаговременно сообщать о планируемых атаках, узнав об этом на форумах Dark Web от самих хакеров», — сказал он.

Рост спроса на данные увеличит количество поданных судебных исков

Несмотря на то, что существуют надзорные органы и четкие нормы, регламентирующие обращение с пользовательскими данными, сомнительно, что они полностью остановят неправомерное использование данных пользователей. По мнению технического директора по облачной защите и лицензированию Thales Эшвина Камараджу, пользователи стали гораздо более осведомленными относительно своих прав и рисков, которые угрожают их данным. В скором времени стоит ожидать, что многие из них не захотят мириться с небрежным отношением компаний к конфиденциальности и завалят их судебными исками.

«Случаи незаконного обращения с данными едва ли не ежедневно попадают в новостные заголовки, 2020-й станет годом, когда клиенты будут задавать больше вопросов и требовать большего контроля над тем, где организации хранят данные и как они их защищают, — сказал Камараджу. — В новом году компании выплатят около 3 млрд. долл. штрафов и компенсаций по судебным искам, что на 50% больше, чем в 2019-м. В результате обнаружение, классификация, коррекция, а также защита конфиденциальности данных будет осуществляться при помощи автоматизированных рабочих процессов, которые станут чрезвычайно важной инициативой для предприятий».

Компаниям станет сложнее вольно обращаться с пользовательскими данными

Данные называют удобным средством анализа поведения клиентов в режиме реального времени. Однако из-за более строгого регулирования, такого как GDPR, компаниям стоит пересмотреть свои методы работы с данными, сделав их более избирательными. «До недавнего времени данные рассматривались современным бизнесом как кладезь, который позволял раскрыть поведенческие мотивы пользователя и на основе этого выстраивать свои бизнес-стратегии, — сказал директор Caution Your Blast Ричард Гроув. — Соответственно, подход компаний к сбору данных состоял в том, чтобы забросить широкую сеть и выуживать все, что им попадется. Новые правила, такие как GDPR, показали, что этому пора положить конец».

Он добавил, что данные больше не являются неограниченным источником полезной информации: «Обработка данных — не просто дорогостоящая процедура: если они обрабатываются неправильно, то это может привести к штрафам или другим финансовым взысканиям, другими словами, превратится в непосильную ношу для компаний. Рынок накроет волна инициатив по избавлению от бесполезных данных. Неиспользованные данные — это просто издержки, но чтобы разобраться в этом, нужен специалист. В результате резко вырастет спрос на специалистов по данным — эта специальность станет одной из ключевых для успешного ведения бизнеса, поскольку им придется добывать полезную информацию из сокращающегося количества сырых данных».

Метаданные станут важнее данных

Часть экспертов считает, что решение этой аналитической дилеммы может быть найдено в 2020 г. Директор по продуктам Boomi Стив Вуд говорит: «Чрезмерно тщательный анализ данных привел к тому, что многие компании столкнулись с судебными исками о нарушении конфиденциальности, поданными потребителями и правительствами, что, в свою очередь, привело к ужесточению законодательства в сфере управления данными. Очевидно, что компании захотят избежать совершения подобных ошибок, и в скором времени начнут обращаться для получения информации к метаданным, а не анализировать фактические данные».

Он считает, что собирая атрибуты данных, включая их перемещение, объем, соглашения об именах и другие свойства, компании будут указывать на проблемы, связанные с доступом к PII и другой приватной информации. «Метаданные хорошо подходят для обеспечения конфиденциальности данных, и при правильно выстроенных процессах обработки, осуществляемых средствами машинного обучения и моделирования ИИ, могут предоставлять для руководителей высшего звена критически важную информацию, такую как изменения данных лидогенерации, доступ к данным сторонних производителей, сведения об потенциальных утечках данных и т. д.», — заключил Вуд.