Выросшее в обстановке высокой технологичности поколение Z (родившиеся после 1995 г.) привнесет в рабочую обстановку ИТ-департаментов новые поведенческие модели. Старший вице-президент Globality по технологическим сервисам Мартин Хенли дает на портале InformationWeek несколько советов для CIO, которые помогут им приспособиться к предпочтениям и ожиданиям зенниалов.

В прессе встречается множество исследований и рассуждений на тему того, какое влияние на трудовые ресурсы окажет поколение миллениалов (родившиеся с 1980 по 1995 гг.). Между тем, штат компаний готовится пополнить поколение Z, которое в ближайшие годы окажет основное влияние на формирование структуры рабочей силы. Более того, первая его волна уже влилась в рабочие коллективы по всему миру. Важно, чтобы они ощутили свою востребованность, освоились в новой среде, но сделать это будет непросто. Общепризнанный факт, что зенниалы уделяют особое внимание налаживанию атмосферы доброжелательности, им также нравится стабильная работа. Чтобы лучше понимать их потребности, CIO и другим ИТ-лидерам нужно знать о тех аспектах, которые выделяют поколение Z среди других возрастных групп.

Первое по-настоящему нативное цифровое поколение

Несмотря на то, что в целом миллениалы неплохо научились обращаться с современными технологиями, они родились в мире, где для подключения к Интернету применялся коммутируемый доступ и где игровой сценой заправляли Atari и Sega. Тем временем поколение Z с самого рождения соприкасалось со смартфонами, интеллектуальными приложениями, онлайн-играми и искусственным интеллектом. Зенниалы ощущают комфорт, обращаясь за советом к голосовому помощнику, или непрестанно водят пальцами по экранам своих смартфонов.

Они мечтают о том, чтобы оказывать влияние на общественное мнение, а вместо карьеры в Голливуде их прельщает роль актеров, которые занимаются озвучкой видеоигр. Согласно данным Nielsen за 2017 г., почти 73% людей в возрасте от 2 до 20 лет имеют игровые приставки. Поколение Z считает, что технология — это не просто инструмент, используемый для решения задач, а жизненно необходимый элемент повседневной жизни. Зенниалы рассчитывает, что компании и их лидеры используют технологию так же нативно, как и они.

Статистика не врет

Фактически каждое новое поколение требует иного уровня технологий, но зенниалы отличаются от них в первую очередь количеством людей. Согласно исследованию Bloomberg, в 2019 г. они превзошли по этому показателю миллениалов. Численность поколения Z составляет примерно 32% всего населения. Подсчитано, что в этом году в США его доля составит 40%. Учитывая количественное превосходство зенниалов, CIO нужно изучить их способ мышления, привычки, постараться оправдать ожидания, поскольку с их мнением придется считаться.

Современной рабочей силе — современное рабочее место

Но Gen Z берет не только количеством. Вызывает восхищение их уровень технического опыта: они быстрее, чем другие поколения, обрабатывают информацию, адаптируются к новым изобретениям, всеми возможными способами упрощают решение задач и возлагают большие надежды на технологии. С точки зрения демографии они станут основным донором рабочей силы, поэтому реальность такова, что компании должны инвестировать в технологии, которые ориентированы именно на них. Зенниалы лучше других разбираются в широком спектре технологий, поэтому рассчитывают на то, что уровень цифровизации тех компаний, где они будут работать или уже работают, достигнет ожидаемого ими уровня.

Например, по данным опроса потребителей, который в 2018 г. провела Profitect, 65% респондентов поколения Z заявили, что «устаревшие процессы в управлении задачами и отчетности» (например, сложные электронные таблицы) снижают производительность их труда, а сами отчеты «слишком длинные и отнимают много времени». Еще 30% считают, что они «слишком сложны для понимания и не имеют отношения к их работе». Другими словами, зенниалы не желают мириться с рабочей средой, технологический стек которой не дает им требуемого опыта. Нужно добавить, что навыки и возможности, которыми они обладают, сделают их ценной находкой для цифрового пространства.

Осчастливить целое поколение

Приток новых кадров добавляет сложности развивающемуся ландшафту технологических возможностей ИТ-департаментов, требуя от них повышенной ответственности. Ниже приводится несколько советов для CIO, которые позволят улучшить эффективность цифровой интеграции и создать наилучшие условия труда для зенниалов:

  • забудьте о цифровой трансформации. Зенниалов не интересует цифровая трансформация — им нужны новые цифровые технологии и автоматизированные решения;
  • думайте категориями реального времени. Z-работники не захотят ждать несколько дней, недель, месяцев, кварталов или лет, чтобы получить результаты, наблюдения или отзывы клиентов. Они ожидают, что этим будут заниматься ИИ и аналитические решения, работающие в режиме реального времени;
  • вооружитесь человеко-машинными интерфейсами. Как уже говорилось, Z-работники с техникой «на ты», поэтому без проблем будут взаимодействовать с компьютерами. Однако они хотят не только тянуть за рычаги или нажимать кнопки — им нравятся новые формы контакта с техникой, такие как чатботы, дополненная, виртуальная и смешанная реальности. Обязательно следите за культурными особенностями: если в США принято демонстрировать дружелюбие, то в Японии ценится вежливость и подчеркнуто деловые отношения. В некоторых странах от чатботов ожидают коротких ответов, и это считается нормой;
  • говорите коротко, просто и по существу. Зенниалы ожидают, что технология на рабочем месте будет интуитивно понятной, доступной и простой в использовании. Устаревшее или сложное ПО вызывает у них отторжение, что неминуемо скажется на результативности. Чтобы захватить их внимание, предложите понятный для них опыт, например, учебные программы, которые длятся не более 15 минут. Чтобы добиться от зенниалов отдачи, лучше предложить им несколько коротких сессий.

Встречаем зенниалов

Прирожденная связь Z-работников с технологией привнесет новые модели поведения, ожиданий и предпочтений на рабочем месте. Существует немало факторов, которые касаются согласования целей, оценок, стилей общения, обратной связи, коучинга и других аспектов, которые важны для успешного ведения бизнеса, но ни один из них не сравнится по значимости с тем, каким образом компания взаимодействуют с технологиями. Зенниалы рассчитывают, что поддержка технологии станет далеко не самым главным занятием для ИТ-отделов. Как показывает практика, обычно высокие ожидания приводят к повышению производительности, что пойдет на пользу не только зенниалам, но и всей компании.