Консультант CIO в IDC Крис Уэстон объясняет на портале Information Age, почему ИТ-директорам важно уже сегодня начать подготовку к экономической рецессии, вызванной пандемией коронавируса.

Коронавирус оказывает все более губительное воздействие на экономику. Согласно прогнозам МВФ, оно будет самым глубоким за последние сто лет и сидеть сложа руки в ожидании неизвестности, оставляя принятие финансовых решений на усмотрение финдиректоров, было бы опрометчивым решением. Следует подумать о действиях, которые нужно предпринять технологическим командам, потому что приближение рецессии будет означать, что в не столь удаленной перспективе финдиректора начнут урезать бюджеты, если только ваша компания не работает в специфической бизнес-среде. Вряд ли кому понравится, что его с таким трудом завоеванный и без того маленький бюджет будет урезан.

Урезание бюджетов по команде сверху не сулит ничего хорошего: оно происходит слишком быстро, но при этом объем работы остается прежним. Это процедуру можно сравнить с причудливой диетой — вначале она приносит кратковременную пользу, но затем вес быстро возвращается и человек приходит к осознанию, что ему нужно менять образ жизни. Делая все быстро и без раздумий, многие компании в качестве наиболее очевидного метода экономии в конечном счете прибегнут к сокращению штатов, перераспределив имеющиеся объемы работы среди оставшегося персонала. Обычно это приводит к падению морального духа и снижению производительности труда.

Затем им придется столкнуться с нехваткой людей, и чтобы ликвидировать эту «временную» проблему, они обратятся к услугам подрядчиков, финансируя их услуги за счет «волшебного» бюджета, который придется отобрать у другой части своего бизнеса. Очевидно, что такой ситуации лучше избежать. И лучший способ сделать это — показать, что у вашей ИТ-команды есть план, не дожидаясь, когда вам его спустят сверху. Затраты — неотъемлемая часть бизнеса: они существуют по ряду причин и убрать их как правило нельзя, не устранив саму причину.

Итак, что может сделать компания для сокращения накладных ИТ-расходов, в каких областях рынка она более всего подвержена рискам, и где, скорее всего, принять решения будет труднее всего? Помимо поиска ответов на эти вопросы нужно подумать о сохранении гибкости, определив возможные варианты, к которым предприятие может прибегнуть с целью урезания расходов, и как последние отразятся на ИТ-бюджетах. Ниже рассмотрим несколько ситуаций:

  • если ваша компания снижает численность персонала на 10%, как это повлияет на модель лицензирования ключевых программ и офисных пакетов? Можете ли вы сократить количество лицензий или вы к нему привязаны?
  • если ваша компания закрывает офис, можно ли оставшееся там оборудование применить для будущих проектов? Вы арендуете это оборудование? Что вы можете изменить в краткосрочной перспективе?
  • в условиях экономического спада потеря клиентов может оказаться неизбежной. Как это повлияет на ваши требования к вычислительной мощности и производительности систем, ориентированных на обслуживание клиентов? Действительно ли они масштабируемы?
  • сокращение количества обращений в службу поддержки может говорить о сокращении масштабов бизнеса. Работает ли ваша техподдержка по модели аутсорсинга? Имеется ли у вас возможность снизить эти расходы за счет оптимизации ресурсов поддержки?

Пообщайтесь со своими коллегами, особенно это касается финансистов — они лучше осведомлены о вероятных проблемах, с которыми столкнется ваша компания, и потому могут посоветовать ИТ-команде, какие решения предпринять для маневра. Кризис ввергает нас в тяжелые времена, когда каждый руководитель делает все, чтобы отстоять свою команду, поэтому крайне важно участвовать в дискуссиях с позиции фактов, отбросив лишние эмоции. Разумеется, каждый бизнес столкнется с различного рода трудностями, но сейчас главное обзавестись планом действий на этот год и последующие, пересмотрев договора с поставщиками услуг, аутсорсерами, консультантами, телекоммуникационными провайдерами, поставщиками оборудования и т. д.

Все они очень заинтересованы связать вас многолетними предложениями, предлагая выгодные скидки. Сегодня такие предложения могут выглядеть привлекательно, но когда наступит рецессия, они перестанут таковыми быть, потому что тогда жизненно важное значение будет иметь гибкость. Поэтому лучше заплатить больше, но сохранить контроль. В самый критический момент ваши руки должны быть свободны.

Однако помимо опасений рецессия открывает двери возможностям, особенно это касается технологической команды. Речь о цифровой трансформации, которая для большинства компаний превратилась из эксперимента в насущную потребность, появляются растущие области бизнеса, тогда как другие приходят в упадок, кризис — это также время для заключения новых альянсов с поставщиками и клиентами.

Рецессия создаст массу трудностей, которые затронут лучшие команды, но это не значит, что нужно занимать выжидательную позицию. Используйте это время, прислушиваясь к советам своих специалистов, но, самое главное, начинайте думать о наступлении рецессии прямо сейчас.