Активная роботизация бизнес-процессов сегодня уже стала реальностью для многих банков. Здесь благоприятная почва для внедрения RPA, постоянный вал работы, включая новые процессы для трансформации, наличие необходимой технической базы и обученных сотрудников. Какую именно рутину можно переложить на роботов, как увеличивается производительность бизнеса и труда персонала, расскажу в этой статье.

Функционал цифровых трудоголиков

Самая монотонная и рутинная работа для человека — идеальна для роботов. Всё, от чего обычно устают офисные сотрудники банка и что крадет колоссальное количество времени и сил, можно отдать искусственному интеллекту. В выигрыше от такой передачи дел будут все. Сотрудники займутся более интересными задачами и начнут работать в ресурсе, руководители получат улучшенные бизнес-показатели, роботы будут при деле 24/7.

Банки инвестируют в RPA как в выгодное вложение, приносящее ускорение и удешевление процессов, снижение операционных рисков, повышение эффективности бизнес-процессов и качества услуг. Важную роль роботизация играет для улучшения клиентского сервиса банка. Огромные потоки данных и информации нередко приводят к длительному исполнению запроса клиента или переносу срока на более поздний.

Внушительные результаты показал проект в одном российском универсальном банке в составе международной финансовой группы. В организации одновременно была проведена роботизация большого количества процессов параллельно в нескольких отделах. Итогом всех операций стало сокращение. Но не рабочего персонала, а времени, потраченного им на монотонные задачи.

RPA на практике

Платежи, проекты по заработным платам, выпуск пластиковых карт и различные запросы — все эти процессы поручили роботам. Например, RPA проверяет список платежей из информационной системы банка, ищет в них ошибки. Если их нет — одобряет проведение платежей. В противном случае — извещает сотрудника о необходимости проверить конкретные платежи, чтобы внести корректировки. ​

Внедрение робота значительно ускорило процесс открытия счетов под зарплатные проекты клиентов​. Так, функционал трех сотрудников был передан одному роботу RPA. Два работника была освобождены от рутинной работы по выпуску зарплатных карт.

Автоматизация процесса контроля входящих и исходящих платежей позволила обрабатывать запросы роботом в три раза быстрей по сравнению с действиями оператора. Раньше сотрудники вручную собирали информацию из базы данных, БИС, АБС и системы документооборота. С учетом того, что данные о платеже в каждом ПО различаются, принимать решение о проведении или отклонении платежа было крайне неудобно и долго. Сотрудники печатали документы на бумаге, чтобы сравнивать информацию. Сейчас RPA собирает данные из систем и на их основании формирует макет. В итоге удалось полностью освободить 14 человек от выполнения операции по консолидации информации и контролю платежей. ​

В пять раз быстрее стал процесс обработки запросов по клиентам банка, которые требуются судебным органами. С передачей данной задачи RPA-роботу восемь сотрудников были избавлены от механического труда.

Процесс взаимодействия с госорганами, присылающими запросы по банковским клиентам при автоматизации, подвергся комплексному изменению. В результате было решено совместить работу робота и человека. Искусственному интеллекту отдали обработку потока входящих запросов, формирование на его основании html-макетов и их заполнение основными данными. Потом уже эти макеты дополняет необходимой информацией сотрудник. ​ Итогом оптимизации стало освобождение 13 человек и увеличения скорости обработки запросов в четыре раза.

Перспективы развития технологии

Сегодня банковская сфера считается одной из самых роботизируемых. В дальнейшем возможности RPA будут совершенствоваться, благодаря развитию технологии станут доступными для оптимизации сложные задачи. Станет проще и удобней процесс обработки запросов, общение роботов-операторов с клиентами, взаимодействие посредством чатботов, определение SWIFT-кодов, снижая таким образом трудозатраты и риски бизнеса. Услуги по внедрению роботов постепенно будут становиться более доступными, быстрее окупаться и интегрироваться c имеющейся инфраструктурой, обеспечат совместимость с ПО и приложениями.

При внедрении RPA не исключены риски и ошибки. Например, желание автоматизировать все бизнес-процессы сразу, недостаточная подготовка технической базы и непосредственно сотрудников-роботизаторов. Куда именно нужно устроить RPA-работников, чтобы получить максимальную выгоду, знают эксперты с внушительной практикой. Сегодня на рынке услуги по роботизации предлагают десятки компаний. По опыту могу сказать, что отдавать преимущества стоит подрядчикам с солидным багажом реализованных проектов и наличием успешных кейсов с госсектором.
Сергей Панченко, руководитель направления роботизации (RPA) и управления бизнес-процессами (BPM) компании NFP