Что происходит с внедрением технологии роботизации процессов (RPA)? Как насчет защиты данных в RPA-проектах? Как обстоят дела с интеграцией искусственного интеллекта? Эти и другие вопросы, касающиеся RPA, обсуждают опрошенные порталом Enterprises Project эксперты.

За последние пару лет внедрение RPA резко выросло. Пандемия дала организациям дополнительную мотивацию для автоматизации в целом — особенно обычных, рутинных задач, которые находятся в ведении RPA.

Недавно Gartner сообщила, что расходы на программное обеспечение RPA превысят 1,5 млрд. долл. в этом году и продолжат расти на двузначные проценты в обозримом будущем. Deloitte ранее прогнозировала, что RPA станет универсальным инструментом автоматизации для бизнеса в течение 2023 г. Есть еще много других официальных и неофициальных и анекдотичных данных, которые рассказывают похожую историю.

Не стоит ждать, что эта история изменится в новом году. Например, Gartner ожидает, что расходы на ПО RPA вырастут почти на 20% в 2021 г.

Ниже представлены мнения экспертов относительно основных тенденций в сфере RPA на 2021 г.

1. Переход к оценке эффективности

Алекс Дэй, старший вице-президент Signavio, считает, что завышенные оценки принятия RPA являются точечными. Растущее использование — это все, кроме данности, и это, по сути, вчерашние новости.

«Вопрос не в том, собирается ли RPA расти в 2021 г. или нет, — говорит Дэй. — Нам нужно переходить к оценкам эффективности инициатив RPA».

Это связано с тем, что раньше для многих организаций основной задачей было просто запустить ту или иную форму RPA, найти то, на что способна технология, и извлечь некоторые ранние уроки на этом пути. Одно дело завести бота в производственную эксплуатацию — барьер для входа туда на самом деле относительно низкий. Другое дело — определить, действительно ли ваша стратегия RPA дает значимые результаты.

«Как и в случае со многими новыми технологиями, существует вероятность того, что» пузырь" RPA лопнет, если многие развертывания не пройдут так гладко, как планировалось, — говорит Дэй. — В результате, в следующем году мы увидим переоценку того, были ли многие из проектов RPA построены эффективно или нет и достаточно ли тщательно изучены базовые бизнес-процессы для эффективной автоматизации в масштабе«.

2. Гораздо больше внимания процессам

Поскольку автоматизация — горячая тема в ИТ- и бизнес-кругах, она имеет свойство привлекать избыточное количество внимания в контексте RPA. Однако RPA самостоятельно ничего не сделает для улучшения процесса, она просто позволяет запускать его автоматически.

Следует ожидать более пристального внимания к пониманию и оптимизации процессов как прямому результату перехода от принятия самой концепции RPA к оценке и оптимизации конкретных внедрений. Многие организации осознают, что их первоначальные усилия были заблокированы процессами, которые они не до конца понимали или которые просто не подходили для RPA.

В новом году больше внимания будет уделяться технологиям и методам, ориентированным на технологические процессы, таким как добыча полезных ископаемых.

Дэй предсказывает, что ориентированные на процессы технологии и практики, такие как процессная аналитика (process mining), получат больше внимания в новом году. Связанные с этим термины и технологии — обнаружение процессов, анализ процессов, оптимизация процессов и оркестровка процессов — также займут больше места в словаре и инструментарии RPA. И мы увидим более тесную взаимосвязь между управлением бизнес-процессами (BPM) и RPA в будущем.

«Большинство компаний прыгают прямо в RPA или пытаются автоматизировать процессы без предварительного внедрения процессной аналитики, которая способствует более стратегическому развертыванию RPA и более эффективной структуре автоматизации в целом, — говорит Дэй. — RPA, более тесно интегрированная с процессной аналитикой и управлением процессами, будет иметь больше шансов на успех — и организации не будут внедрять автоматизацию ради автоматизации, а вместо этого сосредоточатся на окупаемости инвестиций и более высоких показателях успеха».

3. Сценарии использования RPA все шире выходят за рамки финансов и бухгалтерского учета

Финансовые отделы быстро стали плодородной почвой для роста RPA на предприятии. Они полны типов повторяющихся компьютерных задач (таких как обработка счетов-фактур), которые часто являются хорошими кандидатами для автоматизации.

Финансы, конечно, не единственный дом для RPA в бизнес-контексте. Джон Книсли, директор по автоматизации и повышению качества процессов компании HausingIQ, ожидает, что RPA и улучшения автоматизируемых процессов будут быстрее распространяться на другие бизнес-функции, поскольку первопроходцы стремятся расширить сценарии использования.

В качестве главного примера он указывает на клиентский опыт (который может иметь различные названия в различных организациях). «Компании стремятся вывести RPA за традиционные рамки финансовой и бухгалтерской практики, и клиентский опыт — растущая область применения анализа процессов и RPA, — говорит Книсли. — Компании сегодня используют сотни приложений для обеспечения высокого уровня удовлетворенности клиентов, и очень важно иметь возможность проанализировать множество приложения для выявления потенциальных узких мест и источников проблем».

Автоматизация плохого обслуживания клиентов только усугубит проблему. Компании, которые начинают применять RPA к различным бизнес-функциям, сперва должны разобраться, что они автоматизируют. «Прежде чем улучшить опыт, необходимо понять текущее состояние взаимодействия пользователей с компанией», — указывает Книсли.

HR — это еще один отдел, где RPA стремится расширить свое присутствие, поскольку здесь по-прежнему часто требуется большое количество ручных, повторяющихся усилий.

«Полный кадровый жизненный цикл — от найма до увольнения сотрудника — объединяет разрозненные системы, которые часто требуют применения поворотных кресел на колесиках для миграции данных между ними на протяжении всего карьерного пути сотрудника, — говорит Книсли. — Анализ процессов позволяет их оптимизировать, выявляя возможности автоматизации и перепроектирования».

В целом ожидается, что организации будут наращивать динамику внедрения RPA, оттолкнувшись от ранних успехов и тиражируя их в другие сферы бизнеса. Более того, компании попытаются перейти к сценариям использования более высокого уровня, чему будет способствовать растущая интеграция между RPA и другими технологиями.

«Первым шагом в цифровой трансформации для многих организаций было развертывание RPA для утомительных и трудоемких задач, таких как ввод данных, — говорит Крис Хафф, директор по стратегии Kofax. — В 2021 г. организации будут все больше использовать возможности RPA для более дорогостоящих сценариев использования и для преобразования своих рабочих процессов».

4. Конфиденциальность данных становится все более серьезной проблемой для RPA

По словам Книсли, распространение использования RPA на такие отделы, как HR, подчеркивает еще одно вероятное развитие событий: рост опасений по поводу конфиденциальности и безопасности данных в том, что касается RPA. Он будет связан не только с расширением использования RPA, но и с тем, как организации развертывают связанные технологии, такие как процессная аналитика. По мере упрощения обнаружения данных в системах и автоматизации перемещения этих данных с помощью RPA и других технологий риски растут.

«Традиционно приложения интеллектуального анализа данных ограничивались в качестве источников данных файлами журналов, генерируемыми базовыми бэкофисными ERP-системами, — говорит Книсли. — С появлением анализа процессов и сбора данных на уровне пользовательского интерфейса разнообразие и объем данных значительно возросли. Более богатый набор данных позволяет получить более содержательную информацию, но в то же время увеличивается и вероятность утечки данных ».

Это станет особенно важным, поскольку RPA все больше связывается с другими технологиями, расширяющими ее основные возможности как на уровне процессов, так и на уровне автоматизации. Ко вторым относятся когнитивные технологии, такие как машинное обучение. Книсли указывает на огромные достижения в области компьютерного зрения в качестве другого примера. При этом конфиденциальность и безопасность данных будут иметь решающее значение.

«Компании несут этическую и моральную ответственность за варианты использования RPA, которые могут злоупотреблять технологическими достижениями», — говорит Книсли.

5. RPA усиливается за счет дополнительных технологий

RPA станет более интегрированной с другими технологиями как на уровне процессов, так и на уровне автоматизации, поскольку и конечные пользователи, и поставщики решений стремятся использовать базовые возможности программного обеспечения RPA. Это будет ключом к автоматизации рабочих процессов более высокого порядка, о которой выше сказал Хафф.

Общая тема здесь — большая интеграция между процессами и системами, а также большая интеграция и согласование между взаимодополняющими технологиями, такими как процессная аналитика, RPA и ИИ-дисциплины вроде компьютерного зрения или машинного обучения.

«В следующие пару лет этот стек приобретет новые уровни интеграции и возможностей, — говорит Стивен Девитт, директор по стратегии Automation Anywhere. — К середине десятилетия, по мере того, как предприятия будут перестраиваться в цифровые, процессы, основанные на результатах и контекстуальной, будут приобретать фундаментальное значение».

Для описания этого сдвига иногда используется термин «интеллектуальная автоматизация»; он отражает, что RPA сам по себе не является когнитивной технологией, но существует потенциальная возможность чтобы сделать ее «умнее». В качестве простого примера: бот RPA, которому поручено скопировать данные из одного источника и вставить их в определенное поле веб-формы, обычно прерывается при изменении пользовательского интерфейса в целевом поле, пока кто-либо не обновит правила, которым бот следует для отражения этого изменения.

Эксперты видят гораздо большие возможности RPA в будущем, основанные на большей интеграции между взаимодополняющими технологиями. Девитт даже предвосхищает зачатки «автономной автоматизации» в 2021 г. — то есть появление ботов, которые могут сами автоматизировать процессы. По его словам, сегодня ИТ-специалистам часто приходится вмешиваться, чтобы подключиться к различным приложениям, интерфейсам и базам данных для получения информации или применения правил для завершения процессов.

Множество экспертов отмечает, что ИИ и автоматизация, сделанные правильно, по-прежнему требуют большого человеческого участия и надзора. Но относительно обычный современный бот RPA, возможно, вскоре сможет делать гораздо больше благодаря автономной автоматизации.

«К середине десятилетия, а в некоторых случаях уже в следующем году, мы сможем автоматизировать процесс автоматизации, — говорит Девитт, — и тогда предприятие получит возможность переписать себя».