Позиция директора по данным (CDO) уже давно играет важную роль во многих компаниях. При этом рынок до сих пор не пришёл к единому пониманию целей, обязанностей, KPI и полномочий для этой позиции. Даже место в корпоративной структуре для CDO до конца не определилось. Где-то директор по данным возглавляет собственное независимое подразделение, где — работает в ИТ или финансовом отделе.

Такие значительные различия возникли из-за того, что чаще всего должность CDO появлялась в той части корпоративной структуры, где управление данными на тот момент нужно было больше всего. Поэтому не удивительно, что задачи, которые стоят перед директором по данным, могут быть очень разнообразными: от управления ИТ-системами до управления формированием финансовой отчётности.

Исследование IDC о роли CDO

Исследовательская компания IDC летом 2020 года по заказу компании Informatica провела масштабное исследование роли CDO в компании, приоритетов, KPI и проблем директоров по данным. В исследовании приняли участие более 1200 CDO и сотрудников их офисов со всего мира.

По итогам исследования аналитики IDC выделили четыре типа директоров по данным: с фокусом на Data Governance, на аналитику, на оптимизацию операционных процессов и на инновации.

К первому типу, согласно IDC, относится директор по данным с фокусом на Data Governance. Он ориентирован на мониторинг корпоративных данных, управление ими, а также на консультирование других сотрудников по этим вопросам. В большей степени этому CDO приходится решать проблемы с защитой данных, обеспечением их конфиденциальности, поиском и исправлением ошибок в информации. Чтобы справиться с этими проблемами, этот тип CDO может использовать методики, политики и системы отчётности.

Второй тип — директор по данным с фокусом на аналитику. Он стремится повысить прибыль, продуктивность и эффективность деятельности компании. Главные его приоритеты — аналитика и отчетность по продуктам, клиентам, операциям и рынкам. Среди проблем, с которыми при этом приходится сталкиваться: необходимость унифицировать бизнес-процессы, обеспечить прозрачность работы с корпоративной информацией, обеспечить качество данных, их точность, а также — возможность эффективно стоить прогнозы. Справиться с этими проблемами может помочь разработка и развертывание аналитических моделей поверх корпоративных платформ для поддержки и автоматизации, и принятия решений в бизнес-подразделениях.

Третий тип — директор по данным с фокусом на оптимизацию операционных процессов. Он стремится обеспечить удобство и доступность данных, эффективность их использования. Ему приходится бороться с неэффективностью тех или иных процессов, их несогласованностью между собой, а также необоснованными затратами. Оптимизацию операций с данными этот CDO обычно проводит, внедряя новые инфраструктуры, инструменты, технологии, процессы и системы.

Четвёртый тип — директор по данным с фокусом на инновации. Его главные приоритеты — повысить прибыль, снизить затраты, внедрить инновации в организации. Ему приходится сталкиваться с проблемами в области автоматизации, несовершенствами корпоративной культуры, обучения сотрудников и управления знаниями. Добиться своих целей и принести ощутимую пользу бизнесу ему помогает креативный подход к использованию данных, аналитики, ИТ и организационным изменениям.

Рекомендации для разных типов CDO

Аналитики IDC также дают очень полезные, на мой взгляд, рекомендации директорам по данным в том, что касается технологий. Например, директору по данным с фокусом на аналитику рекомендуется внедрить технологии профайлинга данных, обеспечения качества данных, обработки данных и их обогащения. Также важно выстроить карты данных и потоки процессов, которые с этими данными связаны. Кроме того, большое значение стоит уделить технологиям каталогизации данных и технологиям защиты корпоративной информации.

Директор по данным с фокусом на оптимизацию операционных процессов в первую очередь должен обратить внимание на технологии управления мастер-данными и технологии обеспечения качества данных. Полезно будет и внедрение каталога данных с искусственным интеллектом для автоматизации, а также бизнес-глоссария корпоративных терминов.

Директору по данным с фокусом на инновации IDC рекомендует прежде всего задуматься о технологиях защиты данных (маскирование, шифрование и управление чувствительными данными). Не менее важно выстроить карты данных, потоки процессов для лучшей аналитики и понимания пользы от данных для бизнеса. Многие проблемы этого типа CDO помогут решить каталог данных и бизнес-глоссарий корпоративных терминов.

Директор по данным с фокусом на Data Governance также должен в первую очередь обеспечить надёжную защиту данных. Кроме того, для этого типа CDO важны технологии управления метаданными, построения карт данных, каталогизации и пр.

Сколько директоров по данным нужно вашей компании

В каких-то компаниях будет достаточно одного директора по данным при условии, что он сможет быстро и безболезненно переключаться между ролями всех четырёх типов. Если же компания крупная, с развитой экосистемой партнёров, большим объёмом аналитики и отчётности, оптимально нанять несколько CDO. При этом важно, чтобы управление данными в компании в целом курировал кто-то на уровне совета директоров.

По моему мнению, для компаний реального сектора скорее подойдут директора по данным с фокусом на аналитику. Для государственных организаций — с фокусом на Data Governance. Для изначально цифровых компаний — с фокусом на инновации. Что же касается CDO с фокусом на оптимизацию операционных процессов, без них не обойтись ни одной компании.

Александр Тарасов, управляющий партнёр DIS Group