CTO Blue Prism в регионе EMEA Питер Уокер рассказывает на портале Information Age об основных тенденциях в сфере интеллектуальной автоматизации (ИА), которые в этом году окажут влияние на рабочие процессы организаций.

Учитывая, что из-за пандемии спрос на роботизацию процессов (RPA) и инструменты ИА будет экспоненциально расти, поставщики несут соответствующие обязательства перед клиентами, касающиеся качества продукции. Сейчас на рынке доступно более 150 RPA- и ИА-продуктов. Разумеется, поставщики позиционируют свои продукты как не имеющие себе равных, но на самом деле они значительно различаются по качеству дизайна, техническим возможностям и подходу к доставке. Как следствие, заказчики не всегда делают правильный выбор.

Разница между качественным и некачественным продуктом заключается в значительном разрыве в технических возможностях: если первые предназначены для стратегической трансформации работы в масштабе предприятия с меньшими усилиями и минимальным риском, то вторые приносят лишь краткосрочные тактические выгоды с потенциально большими усилиями и рисками. Скорее всего, в этом году клиенты научатся различать технические нюансы различий средств автоматизации.

Какие аспекты нужно рассмотреть при выборе того или иного продукта?

1. Сложные критерии выбора

Назрело время переосмысления того, как организации выбирают технологии RPA и ИА. Предприятия будут подходить к их выбору более строго, что будет способствовать более обоснованной оценке возможностей этих технологий для успешной работы и масштабирования в крупных, простирающихся от фронт- до бэкофиса корпоративных средах, где требуются производительность, безопасность, гибкость, отказоустойчивость, удобство использования и управление.

Это означает, что при выборе поставщиков RPA и ИА предприятию нужно отталкиваться от реальных задач, которые оно выполняет, и требовать от поставщиков разъяснения по следующим моментам:

  • объем кода, необходимый для создания и обучения роботов (с нуля и заканчивая максимальным уровнем усилий). Это связано с тем, что бизнес-пользователям нужно быстро реагировать на запросы рынка, и они не хотят тратить время и ресурсы на кодирование и не готовы принимать связанные с ним риски;
  • подтверждение качества работы продукта «после» проверки концепции. Серьезные технические ограничения начинают проявляться только после апробирования концепции, когда предприятия расширяют программы автоматизации;
  • возможности совместной работы для централизованной автоматизации и повторного использования активов. Это связано с тем, что масштабная трансформация работы всегда достигается только совместными усилиями;
  • встроенные возможности роботов. Оцените производительность, продуктивность, операционную устойчивость и функциональную совместимость системы;
  • общая прозрачность, безопасность и возможность аудита автоматизации процессов. В любой корпоративной среде эти возможности являются ключевыми, иначе возникнут теневые ИТ и цифровой хаос;
  • потенциал программы. Задайтесь вопросом: отобразятся ли достигнутые результаты — прямо или косвенно — в годовом отчете?

Понимание этих нюансов становится все более важным, помогая организациям разобраться с рыночной шумихой, снизить риски при выборе RPA и избежать долгосрочных проблем, связанных со сбоем программ, цифровым хаосом и техническим долгом.

2. Оценка работы инструментов RPA

Чтобы программа RPA или ИА действительно работала, необходимы стратегия и цель. Ими могут являться улучшение качества данных, операционной эффективности, качества процессов, предоставление новых возможностей для сотрудников или улучшение взаимодействия с заинтересованными сторонами путем предоставления более быстрых и точных ответов. Изучение опыта организаций со зрелыми программами автоматизации помогает получить более эффективные методы оценки работы инструментов RPA и ИА. Они включают следующее:

  • новые услуги и продукты — те виды деятельности, которые осуществляются в настоящее время, но не могут быть выполнены людьми в одиночку или безопасным и совместимым образом;
  • повышение производительности. Оценка объема времени и ресурсов, которые сэкономит бизнес;
  • повышение качества обслуживания клиентов — те услуги, которые теперь предоставляются быстрее, без ошибок и без повышения рисков, связанных с более длительным временем реагирования;
  • повышение качества труда сотрудников. Сколько людей высвобождаются для работы над более интеллектуально сложной работой, приносящей удовлетворение им и выгоды компании;
  • анализ процессов. Использование данных транзакций автоматизированного процесса для оптимизации или переосмысления рабочих процессов, которые улучшают опыт заинтересованных сторон и создают долгосрочную ценность.

3. Катализатор цифровой трансформации

В этом году также станет ясно, какого рода программные роботы действительно способны стать катализатором цифровой трансформации. Они, как правило, представляют собой предварительно созданные, интеллектуальные, высокопроизводительные и самоорганизующиеся ресурсы обработки, которые сводят и обрабатывают данные в нескольких операционных средах. Последние — сложные, разрозненные, трудно изменяемые устаревшие системы и ручные рабочие процессы.

Эти роботы также уникальным образом решают давнюю проблему совместимости систем, считывая и распознавая экраны приложений так же, как это делают люди, и, что самое важное, при этом они не затрагивают основную логику системного программирования. Возможность «универсального подключения» позволяет интегрировать роботов со всеми имеющимися и будущими технологиями без необходимости использования API или любой формы системной интеграции. Это значительно продлит жизнь унаследованным системам, поскольку для обеспечения их работы не требуется значительного изменения процесса или массовой миграции данных.

С большой долей уверенности можно предположить, что эти роботы станут излюбленным средством для тестирования и развертывания технологий любого возраста — их можно постоянно дополнять новейшими облачными технологиями, искусственным интеллектом, машинным обучением и когнитивными возможностями, которые просто «перетаскиваются и опускаются» в новые потоки рабочего процесса. В конечном итоге это означает, что ИА значительно ускоряет цифровую трансформацию, которая традиционно требует больших затрат и ресурсов. Фактически, RPA и ИА позволяют за месяцы выполнить тот объем работы, который в противном случае занял бы годы с привлечением ИТ-программ и огромных групп людей.

4. Стратегический подход к осуществлению программы

Пандемия не увеличила масштаб программ автоматизации, но она является важным фактором изменений, который помогает выкристаллизовать приоритеты предприятия и привнести понимание того, что цифровой прогресс немыслим без автоматизации. В конечном итоге, чтобы трансформация работы принесла большую пользу, организации должны думать и применять ИА, основываясь на стратегии, а не тактике. Это приведет к популяризации Robotic Operating Model (ROM), которая является золотым стандартом отраслевой методологии доставки и обеспечивает идеально скоординированный, пошаговый опыт внедрения.

Созданная много лет назад, ROM все еще развивается за счет обогащения информацией, полученной при внедрении ИА мирового класса, чтобы помочь компаниям запускать, поддерживать, масштабировать и поддерживать работу с цифровыми улучшениями. Наряду с самой технологией ROM является ключевым фактором, определяющим успех или неудачу программы автоматизации. Она структурирует то, как идентифицировать процессы, как их проектировать, тестировать и автоматизировать. Как показали некоторые исследования, ROM в восемь раз повышает шансы на успех при развертывании ИА.

Выводы

В этом году большой проблемой для организаций станет рост в условиях глобальной неопределенности, постоянных изменений и требований заинтересованных сторон — и все это при все более ограниченных или недоступных ресурсах. Выход из сложившейся ситуации: дальновидным руководителям следует пересмотреть способы работы, применяя самые передовые и надежные возможности ИА для операций фронт, мидл- и бэкофиса. Мы станем свидетелями новой эры «цифровой» работы, которая выполняется без ограничений — гораздо быстрее, умнее, эффективнее и безопаснее, и те организации, которые должным образом используют этот потенциал, будут продвигаться вперед.