Высокие технологии уже стали неотъемлемой частью жизни людей, проникнув во все ее сферы. Информационное поле с каждым днем будет меняться, предъявляя рынку ИТ больше требований. Так что владельцам компаний, предоставляющим услуги по цифровизации и внедрению передовых решений, приходится непрерывно совершенствовать навыки и инструменты управления. За более чем 10 лет руководства в ИТ-бизнесе я пробовал разные направления развития, посещал курсы эффективности, перенимал опыт конкурентов. И, проходя этот путь, сформулировал для себя несколько правил, которые считаю важными для достижения высоких результатов.

Правило 1. Принять изменчивость и непостоянство этого мира как базовое явление

В нашей жизни присутствует множество факторов, которые от нас не зависят. Никогда не известно, что будет завтра, через неделю, через месяц. И это в какой-то момент нужно просто осознать и научиться принимать. Иначе невозможно добиться развития ни бизнеса, ни себя как руководителя. Важно помнить об этом при управлении людьми. Изменения — стабильны, кризисы различного характера не должны выбивать вас из равновесия. Если вы взяли на себя ответственность, создав компанию, научитесь сохранять спокойствие, даже в период тяжелых времен. Управленческая мудрость и оперативные действия по налаживанию ситуации не позволят вынести проблемы в коллектив, поселив страх и незащищенность в глазах подчиненных. На примере пандемии 2020 года мне и моим партнерам по бизнесу удалось вовремя отреагировать на ранее не знакомую, шоковую ситуацию. Мы не делали никаких выводов и прогнозов, не пытались поспешно сокращать бюджет и избавляться от арендованных площадей. В первую очередь собрали коллектив и спокойно объяснили, что этот непростой период нам по силам, ограничения рано или поздно отменят и сейчас самое главное — принять всё как есть. Тем более, что айтишникам при наличии компьютера и Интернета по большому счету уход на самоизоляцию был не особо страшен. Гораздо больше персонал интересовал вопрос защищенности, сохранения работы. Гарантии мы, разумеется, дали, трезво оценивая ситуацию. Помню, мы даже слова «кризис», «вирус», «неопределенность» старались не произносить. Как результат — к началу нового года удалось полностью сохранить прежний штата и нанять еще восемь новых сотрудников.

Правило 2. Называть вещи своими именами

Что бы ни происходило, нельзя обманывать, в первую очередь, себя. Нужно всегда осознавать свое место в событиях, стараться взглянуть на себя со стороны и избавляться от иллюзий. Иначе можно упустить важные изменения и не успеть вовремя на них отреагировать. Если есть проблемы, их надо сразу проговаривать. Для меня, как управленца, крайне важна своевременная и актуальная коммуникация, конструктивное общение. И это несмотря на то, что по природе я интроверт (как и многие работники сферы ИТ). Замалчивать недовольство и уходить в себя — пагубно. Лучше выстраивать грамотную коммуникацию. Внутри компании — для укрепления доверия между руководством и подчиненными, во внешнем мире — для укрепления имиджа компании и признания у пользователей.

Правило 3. Стремиться к новаторству, руководствоваться интуицией

ИТ-компании всегда нужно стремиться к созданию новшеств, высокотехнологичных решений. Если пока нет возможности для выпуска в свет чего-то редкого и эксклюзивного, не останавливайтесь на пути к поиску идей своего лучшего проекта, изучайте мировые тенденции, проводите конкурентную разведку. Мы, например, до создания своих продуктов по автоматизации бизнеса брали популярное решение и улучшали его под потребности бизнеса. Направление оказалось прибыльным, поэтому и сейчас оно занимает важную роль в портфеле заказов компании.

Перед тем, как инвестировать во что-то новое и популярное, старайтесь осознанно подойти к этому вопросу. Важно осознавать, что данных для принятия решений никогда не бывает достаточно. Но мы на бессознательном уровне накапливаем много ценного опыта — своего и чужого. Поэтому нужно прислушиваться к себе, включать интуицию.

Правило 4. Оставлять время на отдых, соблюдать баланс

Бизнес требует постоянного вложения усилий, нужно много решить, успеть. В сфере информационных технологий каждый день приходится работать с огромным массивом данных, проводить апгрейд цифровых решений, выстраивать мотивационную и коммуникационную стратегию с командами разработчиков. У руководителя — регулярный цейтнот, переполненный график, в котором какие-то встречи переносятся на внерабочие часы. Рано или поздно такой расклад может затянуть в воронку хаоса. Правильно расставленные приоритеты помогут выбраться из сложного режима многозадачности.

Время на отдых должно быть обязательно, это едва ли не самая важная инвестиция в современном мире. Нужно вырывать у работы время на семью, друзей, хобби. Если этого нет, энергетика уходит и дела идут хуже.

Баланс также необходим в части развития и прибыльности бизнеса. Быстрое развитие съедает прибыльность, медленное — лишает перспектив долгосрочного существования. Можно просто не успеть за изменениями, что приведет к отставанию в развитии. Нужно постоянно понимать, к какой грани компания сейчас ближе, и стараться вернуть ее в приемлемую зону развития.

Правило 5. Создавать сбалансированную команду и искать идеальную модель применимости людей

Все люди разные, и нужно использовать сильные стороны людей, нивелируя их слабости другими людьми. Нет неприменимых людей, равно как и идеальных. В ИТ важно искать правильное применение каждому сотруднику, выявив его таланты и то направление деятельности, где они проявляют себя наиболее эффективно, при этом получая удовольствие от своей деятельности. Например, в нашей компании мы стараемся дать сотрудникам выбор, возможность переучиться, если есть потенциал и желание развиваться в новом направлении. Найти хорошего разработчика на рынке сегодня не так-то просто. Бывают такие ситуации, когда внутри команды уже есть потенциальный кандидат на вакантную должность, просто об этом никто не знает. Поэтому важно проводить обучающие курсы и вебинары, после чего собирать обратную связь от сотрудников. Лидерам отделов — выявлять уровень мотивации и включенности участников команды в свой функционал.

Правило 6. Искать своего клиента

Не только люди в команде подбираются под лидера. Потенциальный клиент так же должен быть в «твоем слое». Заказчику и исполнителю в ИТ очень важно подходить друг другу. Процесс автоматизации может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, так что совместимость на начальном уровне — показатель здоровых взаимоотношений в будущем. Нужно понимать, кто твой клиент, знать его детальный портрет, потребности и боли, тогда, минуя стадии узнавания и притирки, можно обеспечить комфортную совместную работу.
Сергей Ложкин, управляющий партнер консалтинговой компании NFP