В преддверии намеченной на 30 марта 2021 г. онлайн-конференции «Современный цифровой офис 2021» редакция itWeek обратилась к спикерам конференции с предложением поделиться своим видением ситуации в сфере организации удаленной работы и трансформации физических офисов, складывающейся в нынешнем году на фоне утихания пандемии в России и рассказать о том, какую тему докладчик собирается осветить в своем выступлении.

Вот что нам рассказал Анатолий Белайчук, евангелист BPM в Comindware.

Как вы оцениваете ситуацию в сфере цифровизации офисной работы, складывающуюся в нынешнем году на фоне спада пандемии коронавируса в России?

В «средней по больнице» температуре большого смысла нет — каждая организация будет выбирать оптимальную для себя модель исходя из отраслевой специфики, корпоративной культуры и других обстоятельств. Новость не в том, что все поголовно перейдут на удаленку, а в том, что всех принудительно заставили распробовать, что такое удаленка. Пандемия сломала сопротивление изменениям — «не пробовал, не хочу и не буду». Удаленка из непонятной, но требующей усилий перспективы стала доступной опцией, с понятными плюсами и минусами. Спектр возможностей для организации работы расширился, что означает возможность повышения эффективности.

После первого года пандемии настало время переоценить технологии и методы организации удаленной работы, которые были экстренно внедрены в начале пандемии. О чем говорит полученный опыт?

Как известно, «самое сложное в работе с компьютерами — это работа с людьми». Специфика момента не в появлении новых технологий — в основном все они уже были — а в том, что прямо сейчас мы массового и в ускоренном темпе адаптируем к ним свой стиль работы. У нас на глазах формируется пост-ковидный деловой этикет:

  • Если сотрудники в основном работают на удаленке, то надо ли вводить «присутственные дни», чтобы не терялся командный дух?
  • Если сотрудник работает на удаленке, значит ли это, что к нему можно обращаться 24/7?
  • Должна ли компания доплачивать сотруднику за то, что она фактически арендует его жилое помещение для производственных нужд?
  • Уместно ли сразу звонить коллеге по несрочному вопросу или надо пригласить переговорить с помощью мессенджера?
  • Голосовые сообщения в мессенджере — благо или зло?
  • Может ли сотрудник отказаться использовать какие-то каналы коммуникаций («я есть только в скайпе, в телеграм мне не пишите» или, в совсем запущенном случае, «есть же мейл»)?
  • Кто должен (и должен ли кто-нибудь) направить резюме после онлайнового совещания?
  • Нормально ли, когда на совещании по удаленке половина коллег включает вебкамеры, а вторая половина — нет?

Какую тему вы собираетесь осветить в своем докладе на конференции?

В силу профессии меня больше интересует то, как в новых реалиях организуется командная работа. Простой пример: как руководителю проконтролировать, что все заняты делом? Раньше достаточно было пройтись по опенспейсу, а теперь?

Также я вижу, что у многих организаций интерес к цифровой трансформации сменился с осторожно-опасливого на практический. Например, выяснилось, что лучший документ — не тот, который отсканировали и ввели в систему документооборота, а тот, от которого удалось полностью избавиться, заменив данными с QR-кодом в качестве ключа к ним.

Ну и если говорить об изменениях в офисной работе в целом, то удаленка — фактор важный, но не единственный. Массовое внедрение программных роботов и процессных платформ, вовлечение в разработку роботов и процессов самих сотрудников, первые шаги искусственного интеллекта — не менее значимые движущие силы.

В своем докладе я остановлюсь на нескольких подобных проектах, опыт которых, надеюсь, будет полезен слушателям.

Зарегистрироваться для участия в конференции «Современный цифровой офис 2021» можно на сайте.