Системы реального времени — это объективная потребность бизнеса. Портал ZDNet приводит советы экспертов, которые помогут построить устойчивое предприятие, работающее в режиме реального времени.

Сегодня практически все предприятия нуждаются в создании систем реального времени и управлении ими. С переходом к периферийным вычислениям и растущей зависимостью от искусственного интеллекта и машинного обучения на передний план выходит мощь и потенциал вычислений в реальном времени, что требует повышенной наблюдаемости, более эффективного использования данных и возможно самое главное — хорошо подготовленной к этому организации. Все ли готовы к этому?

В первую очередь необходимо понять, что обозначает термин «реальное время», поскольку у многих людей сложились о нем различные представления. «Трактовка определения реального времени варьируется в зависимости от того, с кем вы разговариваете, и от конкретной области, — поясняет Джозеф Джордж, вице-президент по управлению продуктами BMC Software. — Если в критически важных средах реальное время означает обработку данных в течение милли- или даже микросекунд, то в контексте цифровой трансформации и удовлетворения ожиданий клиентов в плане онлайн-услуг и информации к нему предъявляются другие требования».

Сферы применения этой технологии широки. «Любое приложение, требующее мгновенного изменения функций под влиянием внешних факторов, таких как поведение пользователя, безопасность или ошибки, вряд ли обойдется без возможностей реального времени, — говорит Ник Рендалл, менеджер по маркетингу продуктов CloudBees. — Например, они требуются в приложении SaaS, чтобы пользователи могли мгновенно опробовать и приобрести новые функции. Или более сложный сценарий — современная программа DevSecOps: если обнаружена ошибка или нарушение безопасности, то нужна возможность в режиме реального времени и без повторного развертывания отключить соответствующую функцию. Эти примеры одинаково актуальны как для B2B-, так и для B2C-приложений».

Технологии реального времени играют важную роль в корпоративных приложениях, таких как логистика, доставка, инвентаризация или сбыт продукции. «Во время пандемии отслеживание поставок из международных источников усложнилось, — сказал Дж. Тодд Дженнингс, генеральный директор компании Nexterus Technologies. — Приложения с технологией реального времени должны быть очень чувствительны к отгрузкам, которые по времени должны совпадать с началом продаж и маркетинговыми мероприятиями».

Они наверняка найдут применение в Интернета вещей как только эта технология станет повсеместной. «Благодаря IoT клиенты могут не только отслеживать свои грузы, но и запрашивать конкретную информацию об условиях, в которых они хранятся, — добавил эксперт. — Например, вакцина Pfizer должна храниться при сверхнизких температурах. Технология логистики в реальном времени позволяет измерять и отслеживать температуру груза на всем пути его следования. Клиент может следить за ходом транспортировки, чтобы контролировать качество. Устройства доставки позволяют узнать, был ли контейнер открыт или упал во время транспортировки. Теперь с помощью IoT всю эту информацию можно отследить».

Технологии реального времени также оказывают влияние на формирование клиентского опыта. «Клиенты все в большей степени ожидают получать то, что им нужно, когда и где они этого хотят с учетом их предпочтений, — говорит Дженнингс. —Компании должны быть готовы предоставлять информацию клиентам как можно ближе к реальному времени и, самое главное, соответствовать их ожиданиям. Очевидно, что они изменились».

Что нужно для создания устойчивого предприятия, работающего в режиме реального времени? Ниже приводятся советы отраслевых экспертов.

Занимайтесь разработкой. Одним из требований является приверженность предприятий разработке и поддержке технологии в масштабах предприятия. Многие компании «не обновили практику разработки и выпуска решений, чтобы подготовиться к изменениям, которые несут им технологии реального времени, — говорит Рендалл. — У многих команд разработчиков нет возможности экспериментировать с новыми функциями на том уровне, на котором они хотели бы».

Сосредоточьтесь на наблюдаемости. Необходимо понимать, как механизмы реального времени принимают сложные решения. С ростом внимания к ним наблюдаемость стала ключевым термином в ИТ-пространстве. «С увеличением сложности и объема данных предприятия должны перейти от мониторинга к наблюдаемости и эффективности действий, чтобы предоставлять больше информации в реальном времени и поддерживать автономные цифровые предприятия, — утверждает Джордж. — Мониторинг — это оповещение на основе значений показателей, которое уведомляет вас о проблеме и корнях ее происхождения. Чтобы научиться делать содержательные и действенные выводы, ИТ-операции должны реагировать на статус предупреждений, анализировать проблемы, получать доступ к многочисленным системам для подтверждения соответствия требованиям и целям уровня обслуживания, а также создавать и запускать действия для исправления ситуации».

По его словам, наблюдаемость — это широкая корпоративная задача, поскольку она «включает сбор широкого спектра данных, включая метрики, события, журналы и топологию, чтобы выяснить что происходит, когда что-то идет не так. «Наблюдаемость действий позволяет идти на шаг впереди, не ограничиваясь только реакцией на сбой, она также продемонстрирует, что именно и почему не получилось; подскажет, что можно сделать в данный момент, чтобы исправить ситуацию или, используя расширенные знания, предпринять упреждающие действия для предотвращения сбоя», — добавил он.

Сфокусируйтесь на процессах. «Необходимо иметь инструменты, позволяющие вносить изменения и отслеживать их в режиме реального времени, — говорит Рендалл. — Это означает зрелый, автоматизированный запуск процессов и аналитики, которые позволяют оценивать и реагировать на данные, предоставляемые изменениями в реальном времени, как можно быстрее. И вы должны быть в состоянии делать это таким образом, чтобы обратная связи была надежной и последовательной для всех клиентов и команд. Начинать нужно с целостного подхода к CI, CD, флагов функций и общего аналитического механизма для координации всех этих процессов».

Обратите внимание на ИИ и автоматизацию. Свою роль здесь могут сыграть AIOps и стратегии управления услугами при помощи ИИ (AISM, artificially intelligent service management). «Способность обнаруживать, отслеживать, обслуживать, исправлять и оптимизировать ИТ-ландшафт позволяет клиентам в полной мере использовать данные в масштабах всего предприятия и принимать обоснованные решения на основе данных реального времени», — сказал Джордж. Например, приложения реального времени в критически важных средах должны без задержек потреблять и анализировать данные и принимать важные для жизни решения. «Возьмем, к примеру, автономные автомобили, обработка данных с датчиков в которых занимает считанные миллисекунды, чтобы автомобиль мог предпринять какие-либо действия. Любые задержки в сети могут привести к нежелательным последствиям, поэтому обработка данных и принятие решений все чаще происходит на периферии», — отметил он.

Применяйте командный подход. «Это отчасти культурный сдвиг, который касается вопроса ресурсов и того, над чем работают разработчики, — говорит Рендалл. — Вся организация, занимающаяся разработкой, не может находиться в состоянии готовности реагировать на изменения в реальном времени, но отдельные команды должны быть к этому готовы».

Все зависит от конкретной команды. «Работа маркетинговой или продуктовой команды, проводящей эксперимент в режиме реального времени, совершенно отличается от работы менеджера по продажам или менеджера по работе с клиентами, желающего предоставить или отключить функциональность в одном из своих аккаунтов, однако и команде, и менеджерам требуются возможности реального времени, — поясняет он. — Ключевым моментом является установка базового уровня для всех команд в отношении того, что такое реальное время в организации, как оно может помочь в их роли, и какие ограничения или соображения являются наиболее важными для их работы. Например, команда маркетинга, желающая поэкспериментировать, в определенных ситуациях будет отвлекать ресурсы команды разработчиков, поэтому необходимо заранее установить SLA».

Начните с конца и работайте в обратном направлении. Дженнингс советует задаться вопросом: «Какие атрибуты наиболее важны для клиента?» Ответ на него позволит определить точки данных, разбить рабочий процесс на этапы, визуализировать процесс и отслеживать проект. «Используя данные, собранные на каждом этапе процесса, мы можем создать панель для мониторинга всех этапов. Имея карту и определив рабочий процесс и данные, мы можем экстраполировать их на другие возможности», — отметил он.

Позаботьтесь о своих данных. «Важно иметь полное представление о данных вашей организации и текущих возможностях по их визуализации, защите и их использованию для получения действенных инсайтов», — сказал Джордж. Исходя из этого, организации должны провести оценку своих бизнес-целей и задач и наметить курс, которым будут руководствоваться все стороны бизнеса как внутри, так и за его пределами. Оценивая свое положение на этом пути, крайне важно определить, какие системы и наборы данных являются наиболее важными для достижения поставленных целей, поскольку именно эти системы должны быть оптимизированы и автоматизированы.