По мере того как мы стараемся рассмотреть будущее, выходящее за рамки «новой нормальности», становится очевидным, что мы вступаем в совершенно новую эру цифрового опыта — бесшовного и высоко персонализированного. Будущее бизнес-приложений следующего поколения будет масштабируемым, компонуемым, подключаемым и основанным на машинном обучении, пишет на портале ZDNet главный цифровой евангелист Salesforce Вала Афшар, опираясь на данные ряда исследований.

Эти приложения будут иметь интегрированные голосовые и видеовозможности, и реализованы они будут на платформе единой модели, предназначенной для быстрой разработки, развертывания и оптимизации на основе конкретных отраслевых требований. Наиболее важными валютами в децентрализованной и цифровой экономике станут скорость, персонализация и интеллект.

Масштабируемые, компонуемые, подключаемые и отраслевые приложения

Согласно Gartner, компонуемый бизнес означает создание организации из взаимозаменяемых строительных блоков. Бизнес-приложения следующего поколения также должны быть созданы из взаимозаменяемых блоков. Идея компонуемого бизнеса, по мнению Gartner, основывается на четырех основных принципах:

  1. увеличение скорости за счет открытий;
  2. повышение гибкости за счет модульности;
  3. улучшение руководства за счет оркестровки;
  4. устойчивость за счет автономности.

Согласно Gartner, тремя составными частями компонуемого бизнеса являются:

  1. композиционное мышление, которое не дает вам потерять творческий потенциал. Любая вещь является композитной. Когда вы объединяете принципы модульности, автономности, оркестровки и открытия с композиционным мышлением, это должно направлять ваш подход к разработке концепции того, что и когда создавать;
  2. компонуемая бизнес-архитектура гарантирует, что ваша организация построена так, чтобы быть гибкой и устойчивой. Речь идет о структуре и цели. Это структурные возможности — они дают вам механизмы для использования при построении архитектуры вашего бизнеса;
  3. компонуемые технологии — это инструменты для сегодняшнего и завтрашнего дня. Это части и детали, а также то, что соединяет их воедино.

Бизнес-приложения следующего поколения являются компонуемыми и подключаемыми. Разработка таких приложений — голосовых, видео- и отраслевых приложений на базе технологий ИИ, таких как машинное обучение, глубокое обучение, обработка естественного языка, компьютерное зрение, — требующих масштабирования, безопасности и интеграции, ставит перед ИТ-отделами более сложные задачи, чем когда-либо прежде.

Проблемы и возможности разработки приложений нового поколения

Разработка бизнес-приложений следующего поколения находится под угрозой — увеличение нагрузки и спроса на ИТ, нехватка технических навыков, требования к масштабу и интеграции платформ. Поведенный по заказу Salesforce в 2021 г. опрос ста ИТ-руководителей показывает, что во время пандемии нагрузка на ИТ увеличилась — об этом заявили 88% респондентов, причем 60% из них отметили ее увеличение более чем наполовину.

Потребность в ИТ-инновациях приобретает новую актуальность в постковидном мире. Пандемия создала переломный момент для ИТ. Требования бизнеса к ИТ возросли, поскольку удаленная работа заменила офисные нормы, и большинство ИТ-команд не смогли выполнить все проектные обязательства. Сегодня ИТ-отдел испытывает огромное давление в плане трансформации, чтобы двигаться быстрее. Только 37% организаций утверждают, что в прошлом году ИТ-службы завершили все проекты, которые от них требовались.

Инновации находятся под угрозой по мере роста требований к ИТ. 92% ИТ-руководителей говорят, что их работа все больше влияет на бизнес. Еще 96% утверждают, что бизнес предъявляет повышенные требования к новым приложениям и процессам. 70% обеспокоены тем, что увеличение рабочей нагрузки ограничит их способность к инновациям. Согласно недавнему исследованию Salesforce «State of the Connected Customer», 88% заказчиков ожидают, что их компании ускорят цифровые инициативы из-за COVID-19.

Разрастание инструментов и разрозненность данных затрудняют разработку. 72% ИТ-руководителей говорят, что большое количество инструментов, необходимых для создания приложений/процессов, замедляет производство. Такая нагрузка на ИТ привела к тому, что бизнес стал сам разрабатывать приложения. Тиражирование приложений и разработка Low-code рассматриваются как возможность двигаться вперед. 95% ИТ-руководителей заинтересованы в технологиях, которые помогают создавать приложения/процессы, которые можно использовать многократно. Еще 83% планируют расширить использование инструментов разработки Low-code. 81% считают, что бизнес-пользователи в их организации будут создавать свои собственные приложения и процессы, если им это разрешить. Кроме того, 83% ИТ-лидеров полагают, что ответственность за разработку некоторых приложений и процессов будет все больше перекладываться на бизнес-пользователей. А 92% спокойно относятся к использованию бизнес-пользователями инструментов Low-code при условии надлежащего обучения, управления и организации процессов.

Исследование также выявило преимущества инициируемой бизнесом разработки приложений следующего поколения с использованием инструментов с Low-code/No-code. К ним относятся:

  • обеспечение новых способов партнерства ИТ с бизнесом;
  • повышение уровня автоматизации процессов;
  • согласование бизнес-требований и технического исполнения;
  • увеличение скорости разработки;
  • повышение производительности ИТ-персонала;
  • возможность для технического персонала сконцентрироваться на сложных задачах;
  • повышение способности к повторному развертыванию приложений;
  • сокращение отставания ИТ-проектов;
  • сокращение теневых ИТ.

Поддержка разработки приложений нового поколения на базе экосистемы

Для повышения производительности предприятия воспользуются инструментами разработки Low-code. По данным Gartner, к 2024 г. 75% крупных предприятий будут использовать не менее четырех таких инструментов как для разработки ИТ-приложений, так и для оснащения гражданских разработчиков, с Low-code будет связано более 65% активности по разработке приложений. Эти тенденции невероятно важны для ИТ-отделов и CIO — технологическое обеспечение и повышение технологической подкованности всех направлений бизнеса является ключевым приоритетом. Гражданские инструменты интеграции получат широкое распространение в ближайшие 2-5 лет.

Автоматизация является приоритетным направлением для внедрения инноваций. По данным Salesforce, 81% ИТ-отделов в ближайшие 12-18 месяцев автоматизируют больше задач, чтобы позволить членам команды сосредоточиться на инновациях. McKinsey отмечает, что 57% организаций, как минимум, пилотируют автоматизацию процессов в одном или нескольких бизнес-подразделениях или функциях. Согласно исследованию MuleSoft, 30% лиц, принимающих решения в сфере ИТ, говорят, что автоматизация является ключевой бизнес-инициативой, связанной с цифровой трансформацией. По оценкам McKinsey, автоматизация может повышать производительность труда в мировой экономике на 1,4% в год. Компании из разных отраслей экспериментируют с автоматизацией. Во всех отраслях 60% бизнес-пользователей согласны с тем, что неспособность связать системы, приложения и данные препятствует инициативам по автоматизации.

Спрос на разработку приложений нового поколения значительно превышает возможности большинства ИТ-отделов. И он будет продолжать расти. Технологические лидеры должны разработать стратегию экосистемы и предложить возможность разработки новых приложений, которые являются масштабируемыми, безопасными, компонуемыми, подключаемыми и хорошо интегрированными. Руководящим принципом является предоставление ценности со скоростью, соответствующей потребностям заинтересованных сторон. Единственный способ построить сильную долгосрочную инновационную стратегию — это опираться на партнерства, платформы и приоритеты успеха клиентов.