По мере адаптации к новой гибридной среде обучения образовательным учреждениям Европы, стран Ближнего Востока и Африки крайне важно проанализировать возможности своих ИТ-сетей, поскольку уже в ближайшие месяцы учебные корпуса и кампусы снова заполнят школьники, студенты и преподаватели.

Существующие возможности уже были использованы по максимуму после того, как ученикам всех возрастов пришлось перейти на дистанционное обучение из-за COVID-19. Как образовательным организациям, сумевшим наладить дистанционное обучение на время чрезвычайной ситуации, закрепить достигнутые возможности? Как сохранить ускоренный темп цифровых преобразований, когда они приобретают все больший вес для обеспечения высокого качества образования и сохранения конкурентоспособности учебных заведений?

Под давлением ли глобальной пандемии или нет, но в процессе внедрения цифровых инструментов преподавания и обучения, построения «умного» пространства, перед ИТ-руководителями образовательных учреждений встают задачи развертывания все более сложных сетевых решений. Планируя работу в новом учебном году, необходимо обеспечить надежные инструменты для решения трех основных задач: управление расширяющейся сетью кампуса и растущим количеством устройств, поддержка более сложных и часто гибридных методов обучения, а также защита пользователей и данных от киберугроз.

Сетевая задача № 1: Управление расширяющейся сетью кампуса

COVID-19 подтолкнул образовательные организации к внедрению дистанционного обучения. И хотя это потребовало титанических усилий, достигнутый результат доказал его жизнеспособность. После того, как коронавирус окажется под полным контролем, часть школ и университетов, вероятно, захотят сохранить виртуальные элементы учебного процесса, даже когда большинство студентов вернутся в аудитории. Но при этом необходимо добиться гибкости использования двух форматов обучения, ведь никто не знает, что ждет нас в будущем.

Между тем растет использование студентами и организациями IoT-устройств. Учащиеся приносят с собой все больше различных гаджетов с выходом в сеть, а кампусы внедряют IoT-технологии для улучшения управления объектами, снижения эксплуатационных расходов и повышения качества обучения.

В каком бы постковидном будущем мы ни оказались, сети учебных заведений вынуждены будут иметь дело с растущим объемом подключенных устройств и постоянно расширяющейся и сокращающейся зоной покрытия. Перед ИТ-специалистами образовательных центров стоит задача предоставить сетевое подключение в любое время и в любом месте для студентов, сотрудников и посетителей, а также обеспечить стабильность доступа, где бы и когда пользователь ни входил в систему.

Для решения этих задач ИТ-руководителям образовательных заведений стоит начать с создания полностью прозрачной сети. Необходимо использовать единую унифицированную сетевую инфраструктуру везде: в офисах, зданиях департаментов, лекционных залах, аудиториях, исследовательских центрах и открытых площадках для централизованного развертывания, управления, анализа, диагностики и восстановления сетевых операций.

Переход к унифицированной инфраструктуре не только упрощает управление масштабированной сетью, но и помогает образовательным центрам повысить качество обучения и эффективность работы.

Сетевая задача № 2: Поддержка передовых моделей преподавания и обучения

В процессе внедрения цифровых технологий обучения в школах, колледжах и университетах, ИТ-руководителям требуется обеспечить подключение большого количества устройств студентов, а также создать «умные» территории для поддержки большей интерактивности и обеспечения кибербезопасности на территории кампуса.

На этом фоне все большее распространение получают передовые технологии, такие как машинное обучение и искусственный интеллект. Кроме того, резко увеличилось использование в обучении аналитики, особенно в учреждениях высшего образования. Согласно данным исследования Aruba от 2020 года, 42% ИТ-руководителей в сфере образования имели в своем арсенале прикладное ПО с искусственным интеллектом еще до начала пандемии.

Поскольку перед сетью ставятся задачи поддержки все более сложных технологий, облачных приложений и методов обучения, увеличивается конкуренция за подключение. Возрастают объем и сложность администрирования и устранения возникающих неполадок.

К счастью, искусственный интеллект предлагает решение в виде интеллектуального управления ИТ-операциями (AIOps), что позволяет автоматизировать многие повседневные задачи, стоящие перед сетевыми администраторами.

Одним из многочисленных преимуществ, которые AIOps дает ИТ-руководителям, является возможность устанавливать приоритет приложениям, важнейшим административным и академическим услугам. Это позволяет обеспечить их максимальную производительность, не оказывая при этом влияния на использование новых методов обучения преподавателями и студентами.

Технология AIOps также может применять передовую аналитику для прогнозирования и выработки решений по устранению сетевых проблем и сведению простоев до нуля для всех академических, административных и рабочих приложений. Это особенно важно для студентов, которым необходимо выполнять свои задания в определенные сроки.

Сетевая задача № 3: Защита от киберпреступности

Всякий раз, когда возникает дискуссия о внедрении новых технологий в образовании, возникает и острый вопрос о киберугрозах. В последние годы киберпреступность растет, причем образовательные учреждения часто рассматриваются как легкая мишень для кражи персональных данных или полного блокирования работы их ИТ-систем с помощью программ-шантажистов.

Учебные заведения уязвимы из-за увеличения количества сетевых устройств студентов и тенденции к открытой культуре взаимодействия. При этом проблемы безопасности в сфере образования становятся еще более серьезными на фоне внедрений промышленных IoT-устройств в прогрессивных университетах, что усиливает их уязвимость перед утечкой данных и кибератаками. Как отмечается в нашем исследовании, 59% ИТ-руководителей учебных заведений считают, что подключение IoT-устройств увеличивает область атаки в сети и делает ее более уязвимой.

Как же можно обезопасить кампусные сети, не снижая удобства пользования? Применение концепции «нулевого доверия» при обеспечении безопасности от границ сети до облака является частью решения этой задачи. Этот подход подразумевает, что ни конечная точка, ни сеть не являются безопасными, если не используется надлежащая аутентификация и авторизация.

Ключевыми элементами стратегии являются также прозрачность сети и идентификация устройств. Это обеспечивает возможность мониторинга сети из единой панели и предоставляет ИТ-командам механизмы дифференцирования уровней доступа к данным в зависимости от типа подключаемых устройств или группы пользователей. Учитывая открытость университетских кампусов, эта стратегия включает также автоматическое сегментирование сети, что обеспечивает отделение трафика посетителей от внутреннего трафика администрации и преподавателей.

Действуйте сегодня, чтобы обеспечить непрерывность процесса обучения завтра

В преддверии нового учебного года образовательным организациям необходима мощная, автоматизированная и управляемая сетевая инфраструктура, способная обеспечить постоянное и защищенное подключение пользователей и устройств в любой точке. Это необходимо для предоставления безопасного и непрерывного образования. И хотя учебные заведения всегда испытывают дефицит финансов, выбор верного сетевого решения позволит им реализовать более амбициозные задачи с меньшими затратами и сохранить конкурентные преимущества.

Екатерина Пряникова, глава департамента сетевых решений компании Aruba HPE в России