Успех проекта гиперавтоматизации требует полного понимания, сильного руководства и заинтересованности персонала, считают опрошенные порталом Information Age эксперты.

Развивающаяся технология гиперавтоматизации объединяет искусственный интеллект, роботизацию процессов (RPA) и науку о данных для оптимизации операций и снижения нагрузки на персонал. Ее применение ведет к кардинальному пересмотру инфраструктуры компаний во многих отраслях, но для обеспечения успеха проектf гиперавтоматизации необходимо полное понимание того, как она работает и как она может помочь в достижении бизнес-целей.

«Гиперавтоматизация и ее внедрение — это не просто набор технических инициатив, а проект, который изменит весь бизнес, — говорит Владимир Марчук, архитектор облаков и решений компании Eleks. — Его высокая сложность предполагает, что для успешного внедрения необходимо всестороннее планирование и полное понимание текущих процессов».

Рассмотрим, как организации могут обеспечить долгосрочный успех проектов гиперавтоматизации, привлекая при этом весь персонал.

Оцените бизнес-цели

Как и любая инициатива по цифровой трансформации, проекты по гиперавтоматизации не следует воспринимать легкомысленно, и они не являются «разовой сделкой». Для получения истинной пользы необходимо в первую очередь достичь бизнес-целей, поставленных сверху.

«Чтобы добиться успеха гиперавтоматизации, руководители должны сначала оценить свои бизнес-цели, — считает Луис Уэрта, вице-президент и руководитель практики интеллектуальной автоматизации в Европе компании Firstsource. — Вместо того, чтобы внедрять технологию ради внедрения, руководители должны осознать желаемые результаты, а затем оценить, может ли гиперавтоматизация помочь в их достижении».

По его словам, если гиперавтоматизация будет признана правильным подходом, руководители должны будут обеспечить наличие соответствующей структуры для гарантии успеха.

«Одним из способов сделать это является создание центра передового опыта (CoE) — внутренней структуры, которая предоставляет лучшие практики для внедрения и отслеживает бизнес-результаты. Команда CoE может обучать и повышать квалификацию сотрудников для работы с технологией. Она также будет способствовать повышению осведомленности о технологиях, позволяя бизнес-подразделениям автоматизировать процессы в соответствии с передовой практикой. Одним словом, с помощью CoE гиперавтоматизация может быть развернута комплексно и последовательно во всей компании», — поясняет Уэрта.

Проверьте совместимость

Наряду с учетом бизнес-целей, техническим командам необходимо тщательно изучить уже существующую инфраструктуру, чтобы убедиться, что гиперавтоматизация будет с ней действительно совместима.

«Многие компании имеют унаследованные системы, которые создают проблемы с внедрением гиперавтоматизации, — отмечает Марчук. — Большинство банков имеет огромное количество различных приложений и систем, таких как основная банковская система, бухгалтерский учет, CRM, скоринг и обнаружение мошенничества, отчетность. Некоторые из них могут быть разработанными на заказ, другие являются унаследованными».

По его словам, интеграционные проекты для таких технологических ландшафтов могут стать настоящим вызовом, требующим значительных инвестиций, планирования, общения и взаимодействия между несколькими отделами.

Разберитесь в ваших данных

Еще один ключевой аспект, который необходимо учитывать, стремясь добиться успеха от проекта гиперавтоматизации, — это имеющиеся в распоряжении компании данные, объем которых со временем будет расти экспоненциально. Поскольку эти данные будут продолжать генерироваться, организации должны иметь полное представление обо всех релевантных поставленным целям активах.

«Пандемия подвергла предприятия большому стрессу, и для некоторых гиперавтоматизация, хотя и остается относительно новой концепцией, стала золотым ключом к решению как проблем рабочих процессов, так и бизнеса, — говорит Пол Магуайр, старший вице-президент Appian в регионе EMEA и APAC. — При правильном понимании и использовании — при наличии наиболее релевантных данных — гиперавтоматизация может дать значительные преимущества, такие как преодоление нехватки квалифицированных ИТ-специалистов, обеспечение быстрого развертывания приложений и повышение устойчивости бизнес-систем к будущим кризисам».

В качестве примера он приводит проект гиперавтоматизации в Bexley Health Neighbourhood Care GP Federation. Это медицинское учреждение создало командно-контрольный трекер рабочей силы, чтобы обеспечить безопасность персонала и пациентов во время лечения Covid-19. Приложение было создано и развернуто всего за одну неделю с использованием Low-code-платформы, что ускорило начало его использования для обслуживания количества пациентов и защиты персонала по сравнению с применением более медленного и менее гибкого метода разработки.

Непрерывная интеграция

По словам Пола Гампе, технического директора компании Console Connect, входящей в PCCW Global, ключевым фактором растущего внедрения гиперавтоматизации является использование конвейера непрерывной интеграции/непрерывной разработки (CI/CD) — серии шагов, которые необходимо выполнить, чтобы выпустить новую версию ПО. В связи с постоянными изменениями, которым подвержены данные, лежащие в основе гиперавтоматизации, необходимо часто следить за процессами и соответствующим образом адаптировать модель.

«Одной из главных тенденций в области гиперавтоматизации в настоящее время является непрерывная интеграция автоматизации в деятельность организации, которая может включать такие вещи, как непрерывный цикл разработки и создание конвейера CI/CD», — объясняет Гампе.

По его словам, одним из ключевых моментов в области автоматизации является необходимость постоянного тестирования этих автоматизированных процессов, поскольку они бесконечно сложны и постоянно меняются. Иначе не будет гарантии, что они всегда будут работать.

Учитывайте культуру компании

Наконец, ни один проект гиперавтоматизации не будет по-настоящему успешным, если весь персонал не будет в курсе. Это требует четкого объяснения со стороны руководителей компании, что означает начало такой инициативы, какие цели ставятся и что требуется от сотрудников, чтобы помочь организации достичь этих целей.

«Культура компании является ключевым фактором, помогающим эффективно внедрять гиперавтоматизацию, — говорит Уэрта. — Внедрение новых технологий может вызвать сопротивление в организации; опасения по поводу сохранения рабочих мест неизбежны».

По его словам, важно устранить эти страхи и побороть заблуждения, лежащие в их основе. Компания должна рассказать сотрудникам о преимуществах автоматизации, сформировав у них представление об автоматизации в масштабах всей организации.

«В конечном счете, вовлеченность персонала, а также поддержка со стороны руководства являются ключевыми факторами, обеспечивающими успех и масштабирование программ гиперавтоматизации. Поэтому очень важно, чтобы лица, принимающие решения, донесли информацию о преимуществах этих технологий как до сотрудников, так и до высшего руководства», — советует Уэрта.

Возможные опасения сотрудников

Исследование Всемирного экономического форума, проведенное в октябре 2020 г., предсказывает, что к 2025 г. машины будут выполнять половину всех рабочих задач во всем мире. Поэтому неудивительно, что при обсуждении проектов гиперавтоматизации у сотрудников могут возникнуть опасения относительно их ценности и набора навыков. Но руководителям крайне важно дать понять сотрудникам, что их вклад будет важен для получения максимальной отдачи от появляющихся возможностей. В конце концов, модели гиперавтоматизации не смогут работать идеально без участия и контроля со стороны людей.

«Потенциальная угроза для сотрудников и их занятости может вызвать сопротивление или даже оппозицию. Решением проблемы является образование и доступность информации, — полагает Марчук. — Несмотря на широко распространенное предубеждение, цель гиперавтоматизации не в том, чтобы заменить человека в качестве работника. Она заключается в облегчении бремени утомительных простых задач, чтобы персонал мог быть использован более творчески и стратегически».