Пошел второй год глобальной пандемии, и очевидно, что COVID-19 в своей атаке на человечество не делает никаких исключений. Экономики многих стран за это время значительно пострадали, и практически каждая отрасль во всем мире столкнулась с серьезными трудностями в своей работе. Причем многие из них были доведены до предельного напряжения. Особенно это касается сектора здравоохранения.

В пиковые периоды пандемии медицинские организации едва справлялись с экстремальным наплывом пациентов. Они и сегодня продолжают круглосуточно оказывать помощь пациентам как с COVID-19, так и с другими заболеваниями. В борьбе за жизнь и здоровье людей медиками были инициированы также методы индивидуальной безопасности, такие как социальное дистанцирование и средства индивидуальной защиты (СИЗ), и внедрены новые системы отслеживания вируса. Несомненно, это настолько сильно повлияло на людей в белых халатах, что мы и представить себе даже не можем.

Пандемия принесла организациям здравоохранения огромное число и других сопутствующих проблем. И, в первую очередь, это связано с огромным потоком данных, вызванным радикальным ускорением цифровой трансформации.

COVID как катализатор

Конечно, интерес здравоохранения к цифровым технологиям возник задолго до появления COVID. Ранее мы уже наблюдали примеры эффективных внедрений в этом секторе. А в 2020 году здравоохранение оказалось в числе наиболее передовых отраслей в деле освоения современных технологий. Исследование компании Aruba показывает, что около трех четвертей руководителей ИТ-отделов в здравоохранении уже тестируют или внедряют в работу своих организаций такие технологии, как искусственный интеллект (ИИ), Интернет вещей (IoT) и машинное обучение. Сегодня можно с уверенностью сказать, что пандемия вызвала значительное ускорение подобных преобразований, что спровоцировало цифровую революцию в секторе здравоохранения.

Внедрение всех этих новых технологий — задача не из легких. Однако, когда к этому добавляется еще и тот факт, что здравоохранение наряду с другими отраслями уже испытывало огромные трудности с данными, которые генерируют цифровые технологии, начинает звучать набат. В 2020 году треть (33%) ИТ-руководителей в сфере здравоохранения уже заявляли, что их системы не справляются со слишком большим объемом данных и они не в состоянии обрабатывать получаемые данные с необходимой для этого скоростью (32%). Представьте себе, какова ситуация сейчас!

Опасность замедления цифровой трансформации

Итак, почему же все это настолько важно? Суровая реальность такова, что, если медицинские организации не смогут эффективно обрабатывать генерируемые ими данные, то весь сектор столкнется с серьезным замедлением цифрового развития. И последствия будут нарастать экспоненциально.

Вдумайтесь: технологии легли в основу наиважнейших мероприятий по борьбе с пандемией — от отслеживания распространения вируса до изучения его структуры и механизмов воздействия на организм человека. Кроме того, мы должны помнить, что цифровое здравоохранение не имеет границ: оно работает дома, в офисе, в смартфонах и различных гаджетах, которые мы носим с собой. Объемы данных, которые генерируют медицинские устройства, приложения и системы мониторинга в реальном времени, невообразимо велики.

Это впечатляет и тревожит одновременно; возможности, которые могут появиться в результате дальнейшей цифровой трансформации — безграничны, но ее динамика находится под угрозой. ИТ-руководители в здравоохранении чувствуют это как никто другой и прекрасно осознают последствия неправильного обращения с данными. В лучшем случае это грозит утратой конкурентных преимуществ и недовольством сотрудников и пациентов. А в худшем — их организации могут стать уязвимыми для кибератак и остановиться в развитии.

Движение к границам сети

Чтобы избежать замедления цифровых трансформаций, медицинским организациям необходимо создать сеть, которая позволит продуктивно управлять всеми этими данными — их нужно эффективно обрабатывать, грамотно анализировать и, самое главное, надежно хранить. Как и в большинстве случаев, все станет более понятным, если эти три основных этапа рассмотреть по отдельности.

Шаг 1: Эффективная обработка данных

Чтобы обеспечить эффективную обработку данных, медицинским организациям необходимо получать их на границе сети в реальном времени напрямую от источников, а не дожидаться поступления данных в центральный узел. В здравоохранении, особенно в больницах, решения в реальном времени часто имеют решающее значение, и даже микросекундная задержка может свести на нет всю эффективность всей системы. Более того, получение данных в реальном времени позволяет сократить затраты и снизить энергопотребление за счет использования интеллектуальных инструментов — например, датчиков, способных автоматически включать и выключать различные системы по мере необходимости.

Преимущества такого подхода безграничны, и сектор здравоохранения знает об этом. Исследование Aruba показывает, что 86% ИТ-руководителей в области здравоохранения определяют необходимость внедрения интегрированных систем для обработки данных на границе сети как срочную, 71% — используют или тестируют соответствующие Edge-технологии, а 74% — уже получают впечатляющие результаты.

Шаг 2: Интеллектуальный анализ данных

Конечно, получить данные несложно, а вот уметь работать с ними — более трудная задача. Именно здесь на помощь приходят искусственный интеллект (ИИ) и автоматизация.

Еще до пандемии около трех четвертей (74%) ИТ-руководителей в области здравоохранения тестировали, либо уже использовали в своих сетях приложения искусственного интеллекта, получая существенные результаты. Мы уже наблюдаем растущую роль ИИ в диагностике и лечении пациентов, разработке фармацевтических препаратов.

Например, он является важнейшим элементом систем дистанционного мониторинга, которые побуждают людей принимать профилактические меры во избежание заболевания. ИИ также может использоваться для диагностики сети и устранения ее неисправностей одним нажатием кнопки, автоматически определяя проблемы и предлагая способы их решения. Вместо того, чтобы тратить часы на решение проблем вручную, ИТ-команды могут заниматься внедрением инноваций и использовать данные для дальнейших преобразований.

Шаг 3: Надежное хранение данных

Успех цифровой трансформации в здравоохранении зависит также от веры людей в то, что персональные и медицинские данные пациентов надежно защищены и используются только в их собственных интересах. В то же время растущее использование Интернета вещей и подключаемых устройств несет повышенный риск для организаций здравоохранения. И это вызывает большое беспокойство у ИТ-руководителей в сфере здравоохранения, 61% из которых утверждают, что подключение IoT-устройств на границе сети делает их организации более уязвимыми. Вследствие участившихся в период пандемии кибератак возникает острая необходимость в надежной защите данных, что позволит убедить пользователей в безопасности их информации и не заблокировать дальнейшие цифровые преобразования.

Концепция безопасности с нулевым доверием (Zero Trust) — лишь часть ответа на этот вызов. Ключевыми элементами становятся также прозрачность сети и идентификация всех устройств. Используя централизованное управление сетью и обеспечивая ИТ-командам возможность предоставлять различные уровни доступа к данным в зависимости от устройства или группы пользователей, медицинские организации могут защитить свои данные, не тормозя процессы цифровой трансформации.

Вне всякого сомнения, пандемия значительно ускорила темпы цифровых преобразований в секторе здравоохранения. Цифровые двери уже широко распахнуты, и мы должны воспользоваться этим. Грамотно сочетая развитие сетевой инфраструктуры, внедрение новейших технологий и техническую поддержку, медицинские организации могут добиться значительных успехов на пути к цифровому будущему.

Екатерина Пряникова, глава департамента сетевых решений компании Aruba HPE в России