Компания Poly выпустила новый отчет, описывающий эволюцию рабочего места и изменившееся отношение сотрудников к графику «с 9 до 5». В отчете Poly «Эволюция рабочего места» проанализированы результаты опроса 7261 сотрудника из Великобритании, Франции, Германии, Испании, Швеции, Польши и ОАЭ, работающих в гибридном формате. Анализировались изменения в поведении и отношении сотрудников ко всему, начиная с рабочих паттернов и внутренней культуры, неудовлетворенности и раздражительности из-за шума, вплоть до того, какую одежду они носят.

«Почти две трети сотрудников (64%), работающих в гибридном формате, считают, что офисная культура изменилась навсегда, — рассказал Дейв Шалл (Dave Shull), президент и CEO Poly. — Увеличение числа гибридных рабочих мест говорит о том, что наша профессиональная жизнь поменяется еще сильнее. Предметом дискуссий становятся вопросы равенства сотрудников и условий их работы, так как и компании, и сотрудники переключаются на новые форматы. Poly помогает своим клиентам ориентироваться во всех этих изменениях, чтобы они могли проектировать индивидуальные и сбалансированные рабочие практики для своих сотрудников, независимо от того, где они находятся».

«Как показало наше исследование, 58% сотрудников считают, что переход к удаленной работе предполагает необходимость постоянно быть на связи, и это не позволяет им расслабиться или мысленно отключиться от работы, — отметил Пол Кларк, старший вице-президент Poly по продажам в регионе EMEA. — Но пока многие наслаждаются преимуществами гибридной работы (балансом между работой и личной жизнью, отсутствием спешки по утрам и возможностью проводить время с семьей), есть и те, кто чувствует себя отстраненным и оторванным от реальности. Например, 52% респондентов считают, что сотрудники, работающие в гибридном формате и удаленно, могут столкнуться с дискриминацией или неравным отношением по сравнению с теми, кто постоянно работает из офиса. В равной степени люди испытывают беспокойство по поводу возвращения в офис, причем 42% признают, что будут раздражены, если коллеги станут вести себя слишком шумно. Особенно сильное напряжение чувствуется со стороны молодого поколения, многие из представителей которого впервые вышли на работу во время пандемии. О том, что они еще ни разу не были в своем новом офисе, сообщили 62% опрошенных, а 72% признаются, что не могут заснуть только при мысли, что им когда-нибудь все-таки придется туда отправиться. Чтобы гибридная работа проходила успешно, все эти вопросы нужно решить. Компании должны продолжать ставить своих сотрудников во главу угла и предоставлять им инструменты, необходимые для выполнения работы в новых условиях».

Исследование показало, что гибридная модель работы останется надолго. В будущем 82% респондентов намерены по крайней мере один день в неделю работать из дома, при этом 54% планируют равномерно распределять время между офисом и домом. Одним из факторов такого изменения можно назвать более гибкий рабочий график, при котором сотрудники получают большую автономность при выполнении обязанностей. Более двух третей сотрудников (69%) говорят, что сменили привычный график с 9 до 17 часов на работу в любое время. При ответе на вопрос о преимуществах работы из дома, наиболее популярными оказались: отсутствие длительных поездок на работу, баланс между работой и личной жизнью, меньший уровень стресса. Аналогично, когда респондентов спрашивали о плюсах работы из дома, они отмечали отсутствие спешки по утрам, возможность больше времени проводить с семьей и заканчивать работу вовремя.

«В России мы наблюдаем похожую тенденцию. Хотя многие признают важность офиса, в действительности сотрудники не спешат возвращаться на свои рабочие места, — отметил Сергей Хомяков, генеральный директор Poly в России и СНГ. — В то же время люди беспокоятся о том, что их отсутствие в офисе может повлиять на отношения с командой и роль в компании».

Но несмотря на все преимущества, переход к работе из дома оказался гладким не для всех. Размывается граница между работой в любое удобное время и готовностью работать всегда. Более половины сотрудников (58%) считают: удаленная работа требует постоянно быть на связи и оставаться доступным в любой момент. Это не позволяет им расслабиться и отключиться от работы. Тот факт, что от сотрудников ожидают готовность выполнить задачи в нерабочее время, назван вторым по значимости недостатком работы из дома (первый — невозможность проводить время в компании коллег). Опрос также показал:

  • сложности в совместной работе, отсутствие ИТ поддержки и нехватка оборудования входят в пятерку основных недостатков работы из дома, а это значит, что многим сотрудникам не предоставили необходимые инструменты для эффективной работы;
  • почти половина (47%) обеспокоены тем, что, работая из дома, они упускают возможность учиться у коллег и более опытных сотрудников;
  • еще 52% считают, что сотрудники, работающие в гибридном формате или удаленно, могут подвергаться дискриминации и неравному отношению в сравнении с теми, кто полный день работает из офиса.

«Работу в любое время не следует путать с постоянной готовностью к работе, — добавляет Пол Кларк. — Организации, которые продвигают здоровую рабочую среду и поощряют работу в любое время, получат в результате гораздо более довольных и продуктивных сотрудников. Это особенно важно, поскольку мы переживаем волну увольнений: люди в разных отраслях покидают рабочие места из-за пандемии. Организации не могут позволить себе терять талантливых сотрудников, поэтому должны предлагать своим работникам, независимо от их местоположения, лучшие из возможных рабочих сценариев».

Исследование показывает, что возвращение в офис вызывает у сотрудников смешанные чувства. В то время как многие скучают по дружеской атмосфере и общению с коллегами и клиентами, другие испытывают тревогу и беспокоятся, что их эффективность снизится. Для многих, очевидно, произошедшие в прошлом году изменения останутся надолго: 64% респондентов считают, что офисная культура изменилась навсегда. И хотя многие намерены вернуться в офис, его роль и офисный этикет, скорее всего, эволюционируют.

Из опроса следует, что одной из самых острых тем для возвращающихся в офис сотрудников является шум. И эта тема может вызвать разногласия в коллективе:

  • 56% обеспокоены тем, что уровень шума в офисе снизит их продуктивность;
  • 42% переживают, что их будет раздражать слишком шумное поведение коллег;
  • 60% полагают, что им быстро надоест работа в офисе, если шумные коллеги будут мешать концентрироваться;
  • 40% опасаются, что в офисе будут склонны проявлять гнев, поскольку, в отличие от дома, не смогут оказаться в тишине, просто выключив звук или камеру;
  • в то же время некоторые сотрудники (34%) хотят вернуться в офис, потому что шум им мешает дома.

«За время удаленной работы люди отвыкли от офисного шума, стало сложнее концентрироваться, — поделился Сергей Хомяков, генеральный директор Poly в России и СНГ. — Другие сотрудники, наоборот, не могут остаться в тишине дома и поэтому стремятся в офис. И компаниям еще предстоит найти оптимальное решение этой проблемы».

Несмотря на опасения, сотрудники с нетерпением ждут, когда появятся больше возможностей для личного общения. Офисные шутки, обеды с клиентами и коллегами, дружеская офисная атмосфера — вот три главных фактора, по которым скучают работающие вне офиса. В результатах исследования уделено внимание тому, как будет меняться роль офиса. Когда людей спрашивали, как они будут использовать офис в будущем, ответы, как правило, были практическими и ориентированными на конкретные задачи. Три главные причины возвращения в офис — мозговой штурм и командная работа, посещение совещаний, доступ к лучшему оборудованию и технологиям.

Изменился и корпоративный дресс-код. Даже в таких отраслях, как финансовый сектор, где от сотрудников всегда требовалось соблюдать определенные стандарты в одежде, теперь придерживаются более свободного подхода. 61% работников финансовой сферы считают, что гибридная работа ведет к отмиранию костюма, и их ношение может исчезнуть (в среднем по отношению к дресс-коду этот показатель составил 53%, но для финансовой отрасли он оказался на восемь пунктов выше).

«Роль офиса и то, как люди хотят его использовать, меняются. Очевидно, что сотрудники жаждали общения с тех пор, как начали работать из дома, и с нетерпением ждут возвращения в офис, — отметил Пол Кларк. — Однако многие вполне обоснованно беспокоятся по поводу шума. Особенно это касается молодых сотрудников, которые только начинают трудовую деятельность или осваиваются в новой среде. Чтобы справиться возросшей раздражительностью от шума, организациям необходимо предоставить сотрудникам доступ к нужным технологиям, например средствам для шумоподавления, и таким образом уменьшить число отвлекающих факторов, повысить производительность и обеспечить равные условия работы. Там, где это возможно, следует создавать специальные тихие зоны, оснащенные соответствующими технологиями, — кабинки, более просторные комнаты, свободно расставленные рабочие столы».

Полученные результаты акцентируют внимание на том, как удаленная работа влияет на молодых сотрудников. Исследование демонстрирует потенциальные угрозы для их карьеры, поскольку многих тревожит возвращение в офис. Две пятые от общего числа респондентов еще не имели возможность посетить свой новый офис либо потому что компания переехала в другой офис, либо потому что они вышли на работу во время пандемии (среди 18—24-летних этот показатель составил 62%). При этом мысли о первом посещении офиса и потенциальном уровне шума беспокоят 72% молодых сотрудников, которые еще не были в офисе.

Молодые сотрудники также переживают о том, что удаленная работа влияет на их способность выстраивать отношения и общаться с коллегами. Многие беспокоятся, что это может помешать их карьере:

  • 52% респондентов в возрасте 16–24 лет тревожит, что удаленная работа окажет негативное влияние на их развитие и карьерный рост (средний показатель — 43%);
  • 53% 18—24-летних обеспокоены тем, что из-за удаленной работы они чувствуют себя менее уверенными в том, что смогут общаться и эффективно работать вместе с коллегами (средний показатель — 42%);
  • 50% молодых сотрудников опасаются, что разучились непринужденно беседовать на отвлеченные темы (средний показатель — 39%).

Poly рекомендует компаниям основательно продумать пути перехода на постоянную работу в гибридном формате. Несколько основных рекомендаций от Poly:

  • изучите особенности своих сотрудников, определите их типы личностей и предпочтения в стиле работе, характерные для вашего бизнеса, чтобы каждый мог выполнять свои обязанности;
  • обеспечьте сотрудников повсеместным доступом к необходимым инструментам, чтобы они могли эффективно работать независимо от местонахождения. Видео быстро стало фактически способом взаимодействия между командами, однако его качество и пользовательский опыт могут отличаться;
  • модернизируйте центральные конференц-залы, предусмотрев возможность подключения и совместной работы из любой точки.

«Чтобы воспользоваться преимуществами гибридной работы, организациям необходимо постоянно помнить о людях, технологиях и рабочих пространствах, — считает Пол Кларк. — Во-первых, компании должны понимать характер и стиль работы сотрудников. Во-вторых, им необходимо четко определить облик своего будущего офиса. Какие помещения потребуются? Для чего следует выделить больше зон: для тихой работы или совместной? Такой подход позволит организациям лучше понять требования к технологиям и помочь сотрудникам стать счастливее и продуктивнее. А самое главное — это обеспечит равные условия для всех сотрудников, независимо от того, где, когда и как они работают. Тогда каждый будет пожинать плоды своих усилий, а гибридная модель заработает в полную силу».