Искусственный интеллект как услуга (Artificial Intelligence as a Service, AIaaS) — быстро развивающаяся область. Портал IT Business Edge рассказывает о плюсах, минусах и будущем этого сервиса.

ПО как услуга, или SaaS — это концепция, которая многим знакома. Давние пользователи Photoshop помнят, как Adobe перестала продавать свой продукт и перешла на модель подписки. Netflix и Disney+ — это, по сути, «фильмы как услуга», что особенно актуально во времена, когда владение физическими носителями информации уступает место потоковому вещанию.

AIaaS в последние годы получает все большее распространение на рынке, но у непосвященных может возникнуть вопрос: что же это такое?

Что такое AIaaS?

В упрощенном виде, AIaaS — это когда одна компания лицензирует использование ИИ у другой компании, чаще всего для решения очень специфической проблемы. Например, Билл владеет компанией, которая продает хот-доги через свой сайт. Хотя Билл предлагает политику бесплатного возврата для недовольных клиентов, у него не хватает времени на достойную поддержку, и он редко отвечает на э-письма. В то же время один из разработчиков ПО создал чат-бота, который может обрабатывать большинство запросов клиентов на естественном языке, решать проблему или отвечать на вопрос еще до того, как потребуется вмешательство человека. Продавец хот-догов за ежемесячную плату лицензировал его и установил на своем сайте. Теперь бот решает 80% проблем клиентов, оставляя Биллу время для ответа на оставшиеся 20%. Но Билл все же слишком занят приготовлением хот-догов, поэтому он подписывается на услугу, которая использует ИИ для интеллектуального написания э-писем на лету.

ИИ также используется для анализа больших массивов данных и составления прогнозов, оптимизации хранения информации или даже выявления мошеннических действий. Система персональных рекомендаций Amazon — ИИ на основе машинного обучения — теперь доступна в качестве лицензированной услуги для других розничных сетей, платформ потокового видео и даже финансовой индустрии. Набор услуг ИИ Google варьируется от обработки естественного языка, распознавания рукописного текста до создания субтитров и перевода в режиме реального времени. Новаторский ИИ Watson, разработанный IBM, в настоящее время используется для борьбы с финансовыми преступлениями, целевой рекламы на основе анализа погоды в режиме реального времени и анализа данных, помогающего больницам принимать решения о лечении.

Преимущества AIaaS:

  • цена. Сложное ПО стоит дорого, в то время как подписка позволяет компенсировать затраты в течение длительного периода времени, что делает продукты более доступными для малого бизнеса. Кроме того, многие компании не имеют ресурсов для разработки ПО собственными силами и могут посчитать лицензирование готового ПО более дешевым вариантом;
  • актуальность. В отличие от ежегодной покупки новейшей итерации дорогостоящего ПО сервис предполагает постоянный доступ к его последней версии. Поскольку многие платформы ИИ находятся в состоянии постоянного развития и корректировки, постоянное обновление — это большое преимущество;
  • инфраструктура. Поставщики AIaaS занимаются обслуживанием дата-центров и процессингом, снимая эти обязанности с клиента;
  • развитие. Постоянный поток платежей клиентов позволяет поставщику услуг направлять больше средств на развитие, добавлять новые функции, устранять ошибки и продолжать совершенствовать продукт;
  • крупные игроки — иногда это лучше. Три гиганта AIaaS — Google, Amazon и IBM — обладают влиянием, позволяющим нанимать лучших разработчиков в этой области, что часто приводит к появлению лучших решений (хотя и не всегда).

Проблемы AIaaS:

  • закрытый исходный код. Сторонники Open Source часто бывают разочарованы тем, что продукты AIaaS в основном имеют закрытый исходный код;
  • вы не владеете им. Известны случаи, когда компании в одностороннем порядке прекращали предоставление своих ИИ-услуг, оставляя своих клиентов в поисках альтернативы. Кроме того, клиент может обнаружить, что продукт не вполне удовлетворяет его потребностям, и вместо этого захотеть вести разработку в другом направлении. Отсюда: владение продуктом имеет свои преимущества;
  • цена. С течением времени стоимость услуги многократно окупается, и лучше было бы заплатить единовременную сумму вперед. Во многих случаях покупка даже не является вариантом — явный показатель того, что поставщики услуг считают договор аренды более прибыльным;
  • не всегда лучшее решение. Большинство людей предпочитают иметь дело с себе подобными, но, как ни странно, есть и такие, которые не возражают против общения с чат-ботами. Другими словами, чат-боты могут вызывать неприязнь;
  • неудачи с ИИ. Компании, спешащие внедрить передовые технологии, часто остаются разочарованными. В 2020 г. медицинский ИИ от Google попал в заголовки газет, поскольку не смог перенести успех из лаборатории в реальный мир, из-за чего анализ снимков сетчатки глаза занял больше времени, чем ожидалось. Подобные промахи совершал и IBM Watson, в том числе при внедрении в больницах.

Что будет с AIaaS дальше?

Со временем точность работы разновидностей ИИ улучшится за счет машинного обучения. Некоторые из них, например, рекомендательный механизм YouTube, стали настолько сложными, что иногда кажется, что под наши интересы идеально подобраны целые телевизионные каналы. Другие, как языковая модель GPT-3, создают целые тома текста, которые практически неотличимы от подлинного человеческого источника.

Microsoft даже использовала GPT-3 для перевода разговорного языка в рабочий компьютерный код, что потенциально открывает новые горизонты в написании ПО в будущем и дает шанс новичкам в кодировании. Microsoft также сотрудничает с NVIDIA для создания новой модели генерации естественного языка, в три раза более мощной, чем GPT-3. Улучшения в распознавании и генерации языка имеют очевидные преимущества для будущего развития чат-ботов, домашних помощников и генерации документов.

Промышленный гигант Siemens объявил об интеграции AIaaS-решений Google для оптимизации, анализа данных и прогнозирования, например, скорости износа заводского оборудования. Это поможет снизить затраты на техническое обслуживание, улучшить планирование проверок и предотвратить неожиданные поломки оборудования.

AIaaS — быстро развивающаяся область, и в ближайшие годы будет открыто еще много ниш, которые она сможет заполнить.