Аналитики Gartner заявили, что CIO пора освободиться от исторических представлений, унаследованной деловой практики и предвзятости, сообщает портал ComputerWeekly.

ИТ всегда были направлены на повышение эффективности за счет автоматизации процессов, но повышение эффективности не приводит к скачкообразному изменению результатов бизнеса.

Сегодня руководителей ИТ-отделов призывают задуматься о том, как они будут выполнять свою роль дальше, поскольку организации разрабатывают бизнес-стратегии, которые в значительной степени опираются на цифровые технологии.

«CIO необходимо пересмотреть свои представления о ценности и о том, как они ее достигают. Им необходимо более широкое видение роли технологий в этом процессе, и они должны быть смелыми, чтобы выйти за рамки обычного и достичь нового уровня свободы», — заявил на недавнем виртуальном Gartner Symposium Дэрил Пламмер, вице-президент и заслуженный аналитик Gartner.

Самым большим изменением в будущем будет то, как финансируются ИТ — не важно в каком объеме. «ИТ-службы переходят от поддержки бизнеса к тому, чтобы стать частью бизнеса. Это означает, что расходы на технологии переносятся из операционных (продажи, общие и административные расходы) на себестоимость выручки или, возможно, на себестоимость проданных товаров, — сказал Джон Лавлок, вице-президент Gartner по исследованиям. — CIO придется балансировать между экономией денежных средств и увеличением доходов».

По его словам, в 2022 г. эволюция ИТ-служб продолжится, поскольку предприятия адаптируются к реальности после пандемии: «Люди изменились, но мы по-прежнему остаемся социальными существами».

Это означает, что люди вряд ли вернутся к доковидным схемам работы, когда большинство офисных работников ежедневно ездили в офисы. Какая бы гибридная модель ни была принята, способы обмена контентом и методы совместной работы будут иметь фундаментальное значение для эволюции рабочего места, считает Лавлок. Например, старые технологии, такие как цифровые доски, могут способствовать организации совместной работы.

Однако он также видит необходимость в асинхронных формах сотрудничества, чтобы люди, работающие в разное время или находящиеся в разных часовых поясах, могли участвовать в онлайн-совещаниях.

Согласно последнему прогнозу Gartner относительно расходов на ИТ, затраты на корпоративное ПО в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (EMEA) продемонстрируют в 2022 г. самый высокий рост, что обусловлено увеличением затрат на облачные технологии. Расходы на ПО вырастут на 10%, опередив расходы ИТ-услуги, которые, по прогнозам, вырастут на 8,2%.

По оценкам Gartner, в 2022 г. расходы на корпоративные облака составят 12,5% от общих расходов предприятий на ИТ. Ожидается, что инфраструктура как сервис (IaaS) и рабочий стол как сервис (DaaS) будут двумя сегментами, в которых организации региона EMEA больше всего увеличат свои расходы в 2022 г. — на 32,3 и 31,1% соответственно.

Изменения привычек покупателей ИТ Лавлок охарактеризовал фразой: «Мы наблюдаем фундаментальный сдвиг». Все больше организаций переходят от покупки ИТ-продуктов к сервисной модели. «В ближайшие несколько лет продажи лицензионного ПО будут снижаться, а в сегменте дата-центров не изменятся, — добавил он. — Модель владения уходит в прошлое».

ИТ-руководители продемонстрировали свою эффективность в обеспечении непрерывности бизнес-операций во время пандемии, однако Лавлок предупредил, что большинство компаний будут отставать в плане цифровизации. «Они не смогут осуществить цифровую трансформацию», — сказал он.

Гибридный подход

Любая частичная цифровая трансформация приводит к гибридному подходу, который, по словам Лавлока, увеличивает отставание от аналогичных организаций, полностью внедривших цифровые технологии. «Не делайте старые процессы с помощью новых технологий», — призвал он.

Вместо того чтобы искать пути экономии за счет более эффективной организации процессов ИТ-лидеры должны думать о том, как ИТ могут помочь бизнесу заработать больше денег, считает Лавлок. Можно сэкономить доллар там или тут за счет повышения эффективности, но «совсем другое дело, если вы можете заработать доллар для бизнеса».

С точки зрения управления ИТ, крупные организации со значительной ИТ-практикой могут быть ограничены в своем развитии тем, как они взимают плату за внутренние услуги. Это известно как возврат платежей (chargeback). «Все из-за старых методов бухгалтерского учета, — пояснил Лавлок. — Чарджбэк — это причина, по которой ИТ не развиваются так быстро, как могли бы».

По его опыту, компании нередко применяют новый «генеративный» подход к принятию решений о технологиях. «Некоторые из проектов, которые происходят сейчас, осуществляются в рамках партнерства с поставщиками технологий, которые работают с клиентом над разработкой новой бизнес-модели», — сказал он. Этот подход меняет отношения ИТ с бизнесом. «Карьера CIO всегда была связана с обеспечением стабильной среды, — добавил Лавлок. — Теперь бизнес хочет, чтобы ИТ приносили доход».

Аналогичного мнения о том, что CIO необходимо измениться, чтобы способствовать изменениям в бизнесе, придерживаются и в McKinsey. «CIO должны совершить качественный переход из технических лидеров в движущую силу бизнеса, и действия, которые они предпримут в ближайшие 12 месяцев, во многом определят, сможет ли их бизнес реализовать свои устремления», — считает Амер Байг, старший партнер McKinsey.