Расплодившиеся мифы об искусственном интеллекте, в том числе то, что он грозится отнять у людей работу, серьезно подпортили его имидж. Старший вице-президент и CIO Juniper Networks Шэрон Манделл развенчивает на портале InformationWeek слухи, а также призывает экспертов не сравнивать ИИ с магией.

У людей есть забавная особенность — они любят выдающиеся технологические достижения, но в то же время боятся их. Например, когда в середине XIX века поезда стали популярными, позволяя путешественникам передвигаться быстрее, чем когда-либо до этого, и с комфортом, поползли слухи, что скорость, шум и толчки могут свести пассажиров с ума. Кроме того, когда в начале XX века телефоны впервые стали общедоступными и произвели революцию в сфере коммуникаций, люди беспокоились, что они могут поразить их электрическим током. Другие задавались вопросом, не сделают ли они людей более ленивыми и не нарушат ли социальные связи. Впрочем, для этого сегодня есть социальные сети.

ИИ — новый объект технофобии?

Некоторые объясняют свое беспокойство по поводу ИИ страхом, что машины лишат людей рабочих мест, а возможно, и вовсе захватят мир. Оглянемся ли мы однажды назад и раскаемся, что он вызывал такие дикие опасения? Скорее всего, да. Прежде всего, важно понять, что самые страшные видения будущего ИИ основаны на концепциях, которые сегодня не существуют (и вполне возможно, что никогда не будут существовать). Наши страхи основаны на гипотетическом понятии общего ИИ (artificial general intelligence, AGI) и научной фантастике, где машины могут копировать человеческое мышление.

Однако правда состоит в том, что в реальности современный ИИ все еще довольно узок, и его применение ограничено выполнением определенных типов задач. Большинство применяемых сегодня видов ИИ для поиска закономерностей в огромных объемах данных опираются на машинное обучение (МО), составление прогнозов и автоматизацию действий на основе этих прогнозов. Самой устрашающей частью ИИ сегодня является непреднамеренная предвзятость, и ученые работают на тем, чтобы решить эту проблему.

Что еще мы не видим, ослепленные технофобией? Мы уже используем ИИ каждый день, и нам это очень нравится. Мы каждый раз упускаем из виду, какую важную роль играют системы рекомендаций ИИ, когда почтовое приложение обнаруживает и удаляет спам, или Netflix рекомендует именно тот фильм, который нужен. Но как насчет влияния ИИ на рабочую силу? Должны ли мы бояться, что машины придут на наши рабочие места? Ответ — нет.

Исследования показывают, что ИИ скорее способствует увеличению численности рабочей силы, чем заменяет ее. Более того, многие эксперты прогнозируют, что ИИ создаст больше рабочих мест, чем заберет. Например, по данным доклада Всемирного экономического форума «Future of Jobs Report-2020», к 2025 г. в 26 странах мира будет ликвидировано 85 млн. рабочих мест, но в то же время создано 97 млн. новых.

Суть в том, что ИИ и человек естественным образом дополняют друг друга, и имеет смысл рассматривать ИИ как новый тип вспомогательных технологий. Он лучше приспособлен для выполнения рутинных задач, делает их быстрее и точнее, чем человек. Как говорится в отчете Deloitte «State of AI-2020», «человеческие работники и ИИ будут дополнять друг друга, меняя характер работы к лучшему». Так почему же люди так боятся ИИ, ведь это всего лишь инструмент, который может выполнять некоторые виды задач быстро и точно, высвобождая время человека для более интересной работы?

У ИИ есть проблема с имиджем. Он много лет ассоциировался с научной фантастикой. Как же сделать так, чтобы когда кто-то говорит об ИИ, слушатель думал не о научной фантастике, а об узкоспециализированном ИИ и моделях МО? Тем из нас, кто работает, анализирует и пишет о корпоративных технологиях, просто следует воздерживаться от разговоров об ИИ как о чем-то магическом. Мы все обязаны решить имиджевую проблему ИИ, объяснив людям, что он не является синонимом научной фантастики, и нам нечего бояться этого нового типа вспомогательных технологий.