В ближайшие годы ИТ-функции претерпят радикальные изменения, а технологические лидеры столкнутся с кризисом доверия, сообщает портал ZDNet на основании недавнего исследования Pegasystems.

Согласно результатам опроса Pegasystems, в котором приняли участие 750 CIO и других ИТ-руководителей, 56% выразили неуверенность или слабую уверенность в способности своих команд обеспечить позитивные изменения в ИТ-отделе в течение следующих пяти лет, при этом 17% вообще или в значительной степени в них не уверены. По словам CTO Pegasystems Дона Шуермана, результаты исследования отражают не столько отношение CIO к способностям своих команды, сколько постоянно меняющиеся цели и необходимость быстро внедрять новые технологии, а вместе с ними и новые знания.

Многие ИТ-руководители считают, что пандемия открыла перед ними новые возможности, но в то же время она стала причиной постоянных, ускоряющихся изменений. «Это означает, что для достижения успеха в долгосрочной перспективе им нужны различные технические и мягкие навыки, — говорит Шуерман. — Например, им не хватает базовых знаний в области DevOps/Agile, искусственного интеллекта и собственных облачных возможностей. Для восполнения этих пробелов требуется значительное повышение квалификации, чего трудно добиться».

Эти опасения усугубляются неправильным выбором технологий и нерациональными расходами на ИТ, говорится в исследовании. 58% респондентов сообщили, что за последние пять лет они потратили от 1 до 10 млн. долл. на неподходящие ИТ-решения. В то же время только 12% заявили, что за последние пять лет все их инвестиции в ИТ окупились. Пандемия еще больше подчеркнула прошлые инвестиционные просчеты, потому что компаниям пришлось быстро внедрять новые технологии без достаточного времени на планирование или оценку последствий.

«Во время пандемии было много примеров успешного применения ИТ, но необходимость быстрого реагирования также привела к внедрению систем, которые сейчас трудно масштабировать и адаптировать, — утверждает Шуерман. — В результате были созданы новые изолированные зоны цифровизации, а некоторые плохо реализованные подходы к использованию таких технологий, как Low-code, привели к появлению теневых ИТ». Это плохая новость для ИТ-руководителей, которые в ближайшие месяцы и годы надеются получить больше денег на проекты цифровой трансформации. По данным Pegasystems, 29% респондентов обеспокоены тем, что ИТ-отдел будет испытывать нехватку средств, если роли, задачи и бюджеты не станут более эффективными.

Внедрение новых облачных технологий и технологий автоматизации приведет к перестройке руководящих ролей в техническом отделе, равно как и изменению типов навыков, необходимых для руководящих должностей. Поскольку все больше сервисных и ИТ-функций автоматизируются или передаются в облако, в описаниях должностных обязанностей будут преобладать навыки работы с людьми и стратегии, а не сложные технические навыки, говорится в отчете.

Например, 62% ИТ-лидеров самой важной компетенцией назвали управление данными. Однако только 33% считают, что через два года она будет столь же важна. Аналогичным образом, 39% респондентов назвали ключевым знание кодирования, но только 25% считают, что это будет ключевой компетенцией в 2023 г. Что касается лидерских навыков, то в них будет ощущаться значительная потребность. Навыки решения проблем будут особенно важны для старших руководителей, так как они отвечают за внедрение новых технологий в сложные унаследованные системы.

Спрос на ИТ-руководителей, обладающих уникальными знаниями одной конкретной технологии или техническими навыками, начнет снижаться. Вместо этого от них будут ожидать, что они станут ИТ-универсалами, обладающими широкими знаниями в данной области. В связи с этим более 70% опрошенных ИТ-руководителей заявили, что развитие и изучение новых навыков окажет наибольшее влияние на их работу. Повышенное внимание к навыкам межличностного общения может помочь в улучшении организационного разнообразия, равенства и инклюзивности, которые были определены как ключевая проблема в таких секторах, как здравоохранение (35%), финансовые услуги (33%) и розничный рынок страхования (37%).

«Наличие более диверсифицированного ИТ-персонала поможет этим секторам расширить слой человеческих знаний и бизнес-логики, что позволит им давать более точные и непредвзятые рекомендации, — говорится в отчете. — Организациям придется использовать различные стратегии, чтобы привлечь в ИТ больше женщин и представителей других маргинальных групп». Также решению этих задач будет способствовать повышенное внимание к эмоциональным и социальным навыкам, а также растущее использование интеллектуальной автоматизации и платформ Low-code.