Большинство ИТ-организаций вооружились практикой обеспечения надежности систем (Site Reliability Engineering, SRE), но не сделали этого комплексно. ИТ-профессионалы должны обратить пристальное внимание на наблюдаемость и автоматизацию. Обе эти технологии являются основополагающими, поддерживают и позволяют применять практику SRE на всей ИТ-инфраструктуре, пишет на портале Network Computing главный технический евангелист F5 Networks Лори Маквитти.

В течение многих лет организации на ранних стадиях цифровых преобразований уделяли основное внимание приложениям и модернизации архитектур, интерфейсов и жизненных циклов разработки. Сегодня бизнес наталкивается на серьезное препятствие — частично цифровизированную ИТ-модель. В то время как Agile и DevOps вместе с нативно-контейнерными (современными) архитектурами приложений радикально ускорили возможность цифровизации бизнеса через приложения, операционная и остальная часть ИТ в основном пребывают в состоянии застоя. Несмотря на то, что ИТ-службы внедряют автоматизацию, берут на вооружение облако и даже Edge, в целом ИТ остаются фрагментированным набором областей и по-прежнему являются камнем преткновения для превращения бизнеса в полностью цифровой.

Именно поэтому и растет интерес к таким ключевым возможностям, как наблюдаемость и автоматизация. Ежегодное исследование рынка, проводимое компанией F5, показывает, что 83% организаций внедрили или планируют внедрить практику SRE. Другими словами, они модернизируют ИТ. Но одно лишь внедрение практики не делает ее повсеместной. Тот же опрос показал, что большинство ИТ-организаций не приняли комплексную практику SRE; скорее, только некоторая часть их приложений, инфраструктуры и систем работает в соответствии с принципами SRE. Это и неудивительно.

Даже во времена ажиотажа вокруг Agile лишь часть команд разработчиков приложений применяла гибкие практики. Сегодня их число уже значительно выше. Так, одно из самых продолжительных исследований Agile (уже 15-й год) показало значительный рост внедрения Agile в командах разработчиков ПО — с 37% в 2020 г. до 86% в 2021-м. Но все же нужно быть честными: принимая подход без инструментария для поддержки, обеспечения и поощрения практики его использования, организация обрекает себя на провал.

Именно поэтому динамика, наметившаяся в этом году в пользу подходов полного стека (full stack) к обеспечению наблюдаемости и автоматизации, обнадеживает. Ведь обе эти технологии являются основополагающими, поддерживают и позволяют использовать практику SRE более широко, на всей ИТ-инфраструктуре. Их применение в 2022 г. существенно ускорится, поэтому ИТ-специалистам нужно быть в курсе тенденций развития этих технологий.

Наблюдаемость

Ни одна другая тема в уходящем году не была так сильно посвящена менталитету «полного стека», как наблюдаемость. Ежегодное исследование, проведенное F5, показало, что большинству (95%) всех ролей «не хватает инсайтов». Это включает в себя понимание первопричины сбоев и снижения производительности. Также не хватает ранних признаков атаки. Учитывая важность быстрого анализа цифровых сигналов бизнеса для решения проблем, большое значение имеет недостаток инсайтов. В конце концов, всего один сигнал от клиента, сети или источника данных может стать ключом к выявлению проблемы и ее устранению.

Рынок претерпевает сильные изменения с точки зрения наблюдаемости. Ощущается все большее сближение между ИТ-областями с целью обеспечения наблюдаемости всего стека. Это видно на примере движения к принятию Open Telemetry в качестве отраслевого стандарта, поскольку стандартизация способов получения и форматирования оперативных данных означает, что их можно получить и проанализировать вместе, в контексте, для выявления ранее «отсутствовавших» инсайтов.

Следует ожидать дальнейшей конвергенции наблюдаемости — по мере того, как платформы будут переходить на полный стек и интегрировать телеметрию в ранее разрозненные области, такие как безопасность, сеть, приложения, инфраструктура и хранилище. Если вы еще не определились с корпоративной стратегией в отношении оперативных данных (телеметрии) и методов сбора и анализа, чтобы действовать на их основе, в следующем году это определенно придется сделать.

Автоматизация

В 2022-м будет уделяться повышенное внимание автоматизации действий на основе оперативных данных (телеметрии). Не автоматизации по «сценарию развертывания», а автоматизации, которая замыкает цикл между данными, действиями и бизнес-результатами. В этом заключается суть практики SRE, которая побуждает операторов сосредоточиться на поддержании целевых показателей уровня обслуживания (SLO), которые согласуются с бизнес-показателями пользовательского опыта. Это включает в себя доступность и производительность, но также затрагивает вопросы безопасности и конфиденциальности, поскольку технология становится способом применения политик, а технология всегда влияет на производительность.

Необходимость в инструментах, которые связывают SLO и действия в автономные корректировки инфраструктуры и систем, будет становиться все более актуальной по мере того, как вопросы наблюдаемости будут решаться платформами полного стека. Это сродни созреванию конвейеров CI/CD и бесшовных, интегрированных рабочих процессов, которые обеспечивают сборку, тестирование и выпуск приложений. Аналогичные возможности потребуются для поддержки и внедрения практики SRE в масштабе.

В 2022 г. эта область будет набирать обороты, но она еще не станет достаточно зрелой. Гетерогенная природа ИТ-архитектуры и разбросанность по дата-центрам, облачным и все более периферийным зонам на определенном уровне сделают инструментарий автоматизации без стандартизации сложным, если не невозможным. Эта проблема уже проявила себя в области безопасности, где, согласно исследованиям F5, непоследовательная политика обеспечения безопасности приложений в мультиоблачных развертываниях является наиболее серьезной проблемой, с которой сталкиваются организации.

Для большинства ИТ-организаций навыки автоматизации — API, языки и способность представлять процессы в виде кода — станут ключом к превращению инсайта в действия, то есть к автоматизации. Мы видим значительный рост дефицита навыков в области автоматизации, который необходимо устранить. Операционная деятельность особенно подвержена закону сокращающейся доходности, и привлечение большего количества людей к решению проблемы не приведет к успеху. Инвестиции в повышение квалификации и обучение в тех областях, в которых нуждаются ИТ-специалисты, приведут к чистому повышению производительности и дадут результаты, которые в дальнейшем будут приносить чистый доход по мере развития инструментов и платформ автоматизации.

Полный стек — впереди

Будь то наблюдаемость или автоматизация, понятие «полный стек» является ключевым в наступающем году. Агрегирование данных и рабочих процессов из разрозненных доменов и средах станет ключом к навигации на пути цифровой трансформации, который проходит через ИТ. Пришло время модернизировать ИТ-хозяйство, и модернизация операций должна стать отправной точкой этих усилий.