Метавселенная (metaverse) — одна из самых обсуждаемых тем в последнее время. Заменит ли она Интернет? Как будет развиваться? Рассуждениями на эту тему на портале Datamation делится президент и главный аналитик Enderle Group Роб Эндерле.

Одно из распространенных заблуждений, связанных с созданием метавселенной заключается в том, что она станет лучшей формой Интернета и будет только одна. Но не существует только одного Интернета. У нас есть внутренние сети, называемые интранетами, и альтернативы Интернету, такие как Dark Web, которые работают вне общего Интернета, и хотя они используют многие из тех же инструментов, доступ к ним ограничен целевой аудиторией. Также и метавселенная станет мультивселенной (multiverse), потому что ее основная функция — это симуляция. А когда вы проводите моделирование, вы обычно проводите его изолированно, чтобы другие пользователи, которые также его проводят, не поставили под угрозу ваши результаты.

Необходимость в мультиметавселенной

Метавселенная — это пространство виртуальной реальности (VR), в котором пользователи могут взаимодействовать с созданным компьютером окружением и другими пользователями. Первые упоминания о ней появились в книге «Лавина» Нила Стивенсона, который определил метавселенную как сгенерированную компьютером вселенную. Люди ошибочно полагают, что это означает, что вселенная будет только одна. Она не может быть только одна, если концепция будет функционировать так, как она функционирует сейчас.

Есть также много людей, которые, очевидно, считают метавселенную мошенничеством, потому что она не соответствует представлению Нила Стивенсона об исследуемом виртуальном мире, который работает как модифицированная копия некоторых цифровых аспектов реального мира. Хотя, несомненно, попытки сделать ее таковой будут предприниматься, более того, они предпринимались и раньше — взять хотя бы платформу Second Life, которая появилась много лет назад.

Если вы используете эту технологию преимущественно для моделирования, вам придется иметь несколько версий, иначе симуляции будут взаимодействовать, снижая точность прогнозирования результата.

Например, если я пытаюсь смоделировать погоду, а Boeing пытается смоделировать, как будет работать конструкция самолета, то введение мною урагана окажет существенное влияние на тест Boeing. Метавселенная, которую использую я, может быть той же самой, которую использует Boeing, но мы не только не будем использовать одну и ту же метавселенную одновременно, мы также, скорее всего, будем использовать копии шаблона метавселенной для обеспечения безопасности наших усилий. Я не хочу, чтобы кто-то украл мою работу, и Boeing тоже не хочет, чтобы другая компания копировала ее работу.

И эта мультивселенная метавселенных будет недоступна для многих людей, так же как мы не можем просматривать внутренние веб-сайты или играть в Dark Web. Большинство метавселенных будут проприетарными и частными, чтобы защитить работу и устранить проблемы конкуренции или преждевременного регулирования. Допустим, архитектурная фирма хочет создать прототип трех проектов зданий. Она не хочет, чтобы соседи предполагаемых строений получили доступ к предварительным проектам и, возможно, высказали ими недовольство, хотя те еще не достигли стадии готового проекта.

Автономные автомобили — еще один пример того, почему у большинства людей не будет доступа ко всем метавселенным. Скажем, производитель хочет протестировать различные сценарии аварий или повреждения искусственного интеллекта, чтобы убедиться, что он смодет смягчить будущие проблемы. Предоставление общего доступа к этим виртуальным тестам может отпугнуть покупателей, которые могут увидеть в них отражение своих опасений.

Что касается концепции метавселенной, заменяющей Интернет, то в старом фильме «Разоблачение» (см. сцену) показано, что гораздо быстрее и эффективнее получить доступ к данным тем способом, который мы используем сейчас, а не заставлять пользователя перемещаться по виртуальному офису.

Сегодня при вводе поискового запроса тут же выводится список соответствующих источников. В то же время в метавселенной вы виртуально заходите в виртуальную библиотеку, ищете виртуальный индекс, виртуально подходите к виртуальной картотеке, а затем виртуально ищете нужную вам ссылку. Хотя это экстремальный пример, он показывает, что использование метавселенной так же, как мы используем Интернет, создаст много трений и снизит производительность, а затраты будут во много раз выше стоимости разработки обычного веб-интерфейса.

Подведение итогов: мультивселенная метавселенных

Я поклонник кинематографической вселенной Marvel и вместо термина «метавселенная» часто случайно употребляю термин «мультивселенная», но эти два понятия родственные, потому что метавселенных будет множество. Да, будут те, которые позволят вам исследовать виртуальный мир, как в фильме «Лавина», и цифровой двойник Земли («Земля-2») может стать основой для этого. Но он создается Nvidia для моделирования погоды, и эта работа потеряла бы смысл, если бы она одновременно использовалась для других целей.

Маловероятно, что метавселенная заменит Интернет, потому что он более эффективен, и нет реальной необходимости в доступе к соответствующей информации при помощи более медленного, основанного на реальности интерфейса. Более того, поскольку мы переходим к более активному применению ИИ, попытка превратить Интернет в метавселенную приведет к замедлению доступа к данным без какой-либо реальной выгоды. На самом деле, мы, вероятно, будем использовать Интернет, интранет и Dark Web для подключения к различным метавселенным, в зависимости от характера контента. Эти два понятия — Интернет и метавселенная — не являются взаимоисключающими, они не только будут сосуществовать, но и, скорее всего, усилят друг друга, когда концепция метавселенной созреет и станет более распространенной.

В итоге мы получим мультивселенную метавселенных, которая станет еще одним инструментом для продаж, создания прототипов, моделирования и развлечений — или чем угодно, но только не единой конструкцией.