Автоматизация играет все более важную роль в различных областях ИТ — от безопасности до периферийных вычислений. Опрошенные порталом Enterprisers Project эксперты обсуждают три новые актуальные тенденции.

Автоматизация ИТ стала широкой категорией, охватывающей все — от инфраструктуры, разработки приложений, безопасности до функций, не связанных с ИТ — вспомните хотя бы ботов RPA, обрабатывающих счета в финансовой сфере или резюме в отделе кадров.

Другими словами: автоматизация повсюду.

По данным Red Hat «2022 Global Tech Outlook», приоритет ИТ-автоматизации как статьи бюджета CIO продолжает расти. Хотя в качестве отдельных категорий расходов ее опережают такие направления, как безопасность, управление облаком и облачная инфраструктура, в действительности автоматизация играет все большую роль в каждой из этих областей.

В отчете также отмечается, что автоматизация безопасности и автоматизация облачных сервисов лидируют среди конкретных областей расходов на автоматизацию. Автоматизация фактически является приоритетом финансирования по всем направлениям, даже если в статье ИТ-бюджета этот термин не фигурирует.

И это не краткосрочная корректировка. Это постоянная тенденция, в той мере, в какой в наши дни что-либо можно считать «постоянным». По прогнозам Gartner, к 2025 г. 70% предприятий внедрят автоматизацию структурированной инфраструктуры (в 2021 г. таковых было 20%).

Хотя организации и отдельные люди автоматизируют задачи и процессы по целому ряду различных причин, общая суть обычно сводится к следующему: автоматизация либо сокращает объем мучительной (или просто скучной) работы, либо позволяет реализовать возможности, которые в противном случае были бы практически невозможны — или и то, и другое.

«Автоматизация помогает ИТ- и инженерным командам вывести свои процессы на новый уровень и достичь масштабов и разнообразия, недоступных еще несколько лет назад, — говорит Ануша Айер, соучредитель и технический директор компании Corsha. — Инфраструктура как код, например, дает возможность автоматизировать развертывание в облаке вместо того, чтобы требовать от кого-то вручную входить в консоль и создавать такие среды».

Помимо того, что автоматизация постоянно расширяется, она также постоянно меняется — будь то базовые технологии, ИТ-стратегии, влияние на бизнес или другие аспекты. Ниже представлены три новых аспекта автоматизации, на которые стоит обратить внимание.

1. Масштабирование периферийных вычислений зависит от автоматизации

Автоматизация играет центральную роль в способности быстро, надежно и безопасно масштабировать распределенные системы, будь то с точки зрения инфраструктуры (гибридное облако и мультиоблачные операции), архитектуры приложений (микросервисы), безопасности (DevSecOps) или практически с любой другой. Автоматизация — ключ к тому, чтобы все это работало.

Из этого следует, что автоматизация будет столь же фундаментальной для периферийных вычислений. Edge-архитектуры и системы распределены по определению, и автоматизация становится критически важным элементом того, как команды будут практически управлять этими системами.

«Важной тенденцией в сфере автоматизации является применение ее для периферийных вычислений в рамках развертывания гибридного облака, которое приближает вычислительные возможности к пользователям и данным, — говорит Гордон Хафф, технологический евангелист Red Hat. — Общая платформа автоматизации может масштабировать и оптимизировать как периферийные развертывания, так и остальную архитектуру гибридного облака для достижения лучших результатов».

Управление периферийными узлами в масштабе подобно управлению контейнерами в масштабе, в том смысле, что чем их больше, тем сложнее становится — и, следовательно, важнее автоматизировать как можно больше операционной работы.

«То, что некоторые когда-то считали приятным дополнением в небольших онпремисных инфраструктурах, становится необходимостью, когда у организации сотни или тысячи периферийных узлов, — говорит Хафф. — Периферия — это в первую очередь масштаб, поэтому важно принять подход, который упрощает масштабирование и снижает риски безопасности».

2. Есть автоматизация безопасности, но также есть безопасность автоматизации

Если говорить об операционной работе, то автоматизация безопасности привлекает много внимания в ИТ-кругах — и это находит отражение в ИТ-бюджетах.

Но если перевернуть фразу — «безопасность автоматизации» — это означает нечто совсем другое, чему также начинают уделять необходимое внимание: обеспечение безопасности самой автоматизации, от инструментария до кода, конфигураций и других компонентов.

Ян Ал, вице-президент и руководитель P0 Labs в Permiso, отмечает, что зрелость облака часто справедливо оценивается по тому, насколько автоматизировано управление облачной инфраструктурой: «Как правило, мы обнаруживаем, что по мере того, как организации переходят к автоматизации и уходят от человеческой идентификации при внесении изменений, их уровень безопасности повышается».

Но есть и неприятный побочный эффект, добавляет он: из-за повышения уровня безопасности и других преимуществ некоторые организации слишком доверяют возможностям машин и/или поставщиков и со временем становятся невосприимчивыми к изменениям среды: «Они не относятся так же строго к видимости и обнаружению».

Это ошибка, которая может привести к чрезмерно привилегированным полномочиям, подверженным утечкам API и другим рискам, ведущим к взломам.

Айер также отмечает, что при всех фантастических преимуществах инфраструктуры как кода и других видов автоматизации, они переносят риск с людей на машины. Это может быть положительным фактором при правильном управлении, но этот сдвиг может потребовать более пристального внимания по мере того, как команды расширяют сферу автоматизации.

«Бессерверные и микросервисные архитектуры, например, построены на гибкости и автоматизации, которые обеспечивают API, но чем больше API становятся неотъемлемой частью наших ИТ-экосистем, тем важнее становится идентификация машин, которые обращаются к этим API», — говорит Айер.

3. Автоматизация ИТ — фактор карьерного роста, а не убийца карьеры

Безусловно, автоматизация (в широком смысле, не ограничиваясь ИТ) приведет к ликвидации некоторых рабочих мест, которые люди выполняют сегодня. Это происходило раньше, происходит сейчас, произойдет и в будущем. Сопереживающие руководители должны учитывать опасения по поводу гарантии занятости, а не отвергать их.

Но автоматизация также создает новые рабочие места — в конечном итоге, по оценкам Всемирного экономического форума, их будет больше, чем ликвидировано.

Автоматизация ИТ является хорошим примером этого явления в его нынешнем виде: при всей своей репутации убийцы рабочих мест, автоматизация полезна для ИТ-карьеры.

Поскольку автоматизация проникает во многие аспекты ИТ, она становится все более неотъемлемой частью многих рабочих мест в ИТ. Так, сейчас особенно востребованы такие ориентированные на автоматизацию специальности, как DevOps-инженер, инженер по автоматизации и инженер по безопасности, а навыки автоматизации становятся все более полезными на рынке труда почти независимо от вашей конкретной карьеры в ИТ.

«Как любит говорить наш руководитель отдела инфраструктуры, его цель — всегда автоматизировать свою работу, чтобы иметь возможность двигаться все дальше и дальше», — говорит Айер.