Сначала появились ИТ-директора (CIO), а затем компании стали добавлять директоров по данным (CDO) и технических директоров (CTO). О том, каких стратегических результатов ожидают компании от своих ИТ-лидеров и как организовать их взаимодействие, на портале InformationWeek рассказывает Мэри Шеклетт, президент консалтинговой компании Transworld Data.

Когда я была CIO в банковском учреждении, совет директоров интересовался ИТ, хотя ни один из членов совета не имел технологического образования. Поэтому не удивительно, что вопросы, которые они задавали, относились к бизнесу. Чего хотят наши клиенты? Сколько мы тратим на ИТ в год? Каковы наши планы по развитию технологий на ближайшие пять лет? Как мы выглядим в технологическом плане по сравнению с нашими конкурентами? Защищены ли наши данные?

Эти вопросы часто задают CIO в разных отраслях, однако теперь отчитываться перед советом директоров и CEO приходится не только им, но и CDO и CTO.

Что изменилось?

Цифровизация и новый акцент на данные как актив — вот два фактора, которые изменились в компаниях. «Использование данных в качестве актива требует изменения как мышления, так и подхода», — отмечается в отчете KPMG.

Такое внимание к данным и цифровизации побудило многие компании добавить к исполнительному ИТ-руководству должность CDO, поскольку кто-то на высоком уровне должен отвечать за все накапливаемые данные, обеспечивая их безопасность и использование в бизнесе.

CTO также нанимают на руководящие должности, взаимодействующие с советом директоров, но в меньшей степени. Технический директор — это технологический новатор, в обязанности которого входит выявление и внедрение новых технологий, повышающих конкурентоспособность компании и ее продукции. СТО чаще можно встретить в технологических стартапах, а также в отраслях, где продукты, услуги и операции требуют передовых технологий (например, финансовые услуги, медико-биологические науки, фармацевтические компании, электронная коммерция и т. д.).

В компаниях, где есть CDO и CTO, также есть и CIO. От последнего ожидают выполнения роли главного оператора ИТ-бизнеса и постоянного взаимодействия с бизнес-подразделениями. По мере того, как CIO все больше осваивают бизнес-роль (и ищут возможности помощи бизнесу со стороны ИТ), у них остается все меньше времени на исследование будущих технологий (функция СТО) или на проверку данных на предмет использования, безопасности и качества (функция CDO).

Чего ожидают компании?

Советам директоров и CEO уже недостаточно информации от CIO о проектах и состоянии ИТ. Они хотят знать, насколько эффективно компания использует все данные, за перевод которых в цифровой формат она заплатила (за это несет ответ CDO). Если компания зависит от технологий как от конкурентного фактора, совет директоров хочет знать, как выглядят будущие инвестиции в технологии (вопрос к CTO).

Что могут сделать CIO?

CIO может почувствовать угрозу в связи с появлением CDO и CTO, особенно если эти должности находятся на одном уровне и подчиняются непосредственно гендиректору. Однако, как ни странно, первый человек, к которому CEO, скорее всего, обратится за помощью, — это CIO.

Их часто просят помочь разработать должностные инструкции CDO и CTO, а также провести собеседование с кандидатами. Во всех случаях CIO остается в центре обсуждения вопросов ИТ, потому что ИТ — это сердце, которое обеспечивает ежедневную работу компании.

Учитывая это, вот три вещи, которые CIO могут сделать, чтобы помочь компании с ее растущими потребностями в ИТ:

1. Формируйте активное сотрудничество с CDO и CTO

Большинству компаний не хватает опыта работы с должностями CDO и CTO. Это делает их (и тех, кто их занимает) уязвимыми для неудач или непонимания.

CIO, который курирует большинство обязанностей, возлагаемых на CDO и CTO, может помочь развеять опасения, а также извлечь выгоду из сотрудничества. Это можно сделать, наладив совместное рабочее взаимодействие с CDO и CTO, которым понадобится помощь ИТ. Принимая на себя ведущую роль в построении этих отношений, CIO укрепляет центральную роль ИТ и помогает компании реализовать преимущества, связанные с тем, что руководители видят три стороны ИТ: данные, исследования новых технологий, разработку и эксплуатацию бизнес-операций ИТ.

2. Отдайте CDO и CTO их «должное», если они отчитываются перед вами

Многие компании предпочитают размещать CTO и CDO в ИТ-отделе, где они отчитываются перед CIO.

Иногда это делается заранее. В других случаях — когда CEO приходит к пониманию, что у него нет времени или опыта для управления тремя различными ИТ-функциями.

Это неплохая идея, поскольку CIO уже знает проблемы, связанные с использованием данных и исследованием новых технологий. Однако это работает только в том случае, если CIO активно сотрудничает с CDO и CTO в своей организации, чтобы они могли вместе добиться успеха в выполнении своих функций.

Это означает, что CIO, возможно, придется возложить часть повседневных и проектных обязанностей, которыми он раньше занимался, непосредственно на других руководителей высшего звена в ИТ. Это даст ему возможность управлять повседневной работой ИТ, а также работой CDO и CTO.

Также хорошей идеей для CIO будет периодически приглашать CTO и CDO на встречи на уровне CEO и совета директоров, чтобы высшее руководство компании могло регулярно получать информацию о деятельности CDO и CTO и о том, какой вклад они вносят в бизнес.

3. Внедрите стратегию в операционную деятельность

Часть работы CTO заключается в исследовании и исключении «непригодных» технологий, а также в выдвижении других технологий, чтобы они стали частью дорожной карты ИТ и эволюции бизнеса. В поле зрения CDO находятся проекты рутинного типа, такие как обеспечение качества и чистоты данных, которые необходимы для подготовки данных к анализу и использованию в организации.

Большая часть этой деятельности находится за кулисами и малоинтересна для руководителей, не связанных с ИТ.

Что может сделать CIO в заботе о бизнес-системах, так это сознательно увязать инициативы CTO и CDO с реальной проектной работой и регулярно сообщать бизнес-руководству и совету директоров о том, как исследования новых технологий, подготовка и использование данных влияют на эту работу и приносят пользу бизнесу.

В заключение

Если ваша компания не планирует нанимать CTO или CDO, их работу все равно придется выполнять в ИТ-подразделении.

Как минимум, большинству CIO придется перераспределить свою рабочую нагрузку таким образом, чтобы такие области, как качество данных и их использование, а также исследования новых технологий и составление дорожных карт, рассматривались так же активно, как управление проектами, разработка и сопровождение систем.