Вопрос импортозамещения в сегменте ИТ прорабатывается в России уже несколько лет, а в октябре этого года стало известно о государственной поддержке промышленных предприятий, желающих перейти с зарубежного на отечественное оборудование, что означает грядущие сподвижки и качественные изменения в этой сфере. Рассмотрим, с какими проблемами столкнулся российский бизнес в этом году, и что это значит для ИТ-компаний, зарегистрированных в России.

Ушли, ничего не обещая

В этом году вопрос импортозамещения зазвучал по-новому и стал актуален не только для государственных компаний. С начала новой волны санкций бизнес столкнулся с проблемами в работе иностранного ПО и оборудования. Как же они проявляются и могут ли представлять реальную угрозу?

  1. Обучение специалистов. Раньше этим напрямую занимались представители вендора, а сейчас эту роль могут взять на себя несертифицированные компании. В этом случае возникает риск, что услуги могут быть оказаны некачественно: производитель не предоставляет гарантии, поскольку официально на российском рынке его нет.
  2. Безопасность. Из-за отсутствия официальных обновлений ПО оно больше подвержено заражению вирусами, а, значит, есть угроза потери или кражи баз данных. Также существует риск, что функционал попросту перестанет работать. При наличии доступа к Интернету, как, например, в случае с навигатором в автомобиле, существует риск потери контроля над ситуацией и угрозы жизни и здоровью.
  3. Обновления. Для качественного функционирования и исполнения всех требуемых бизнес-процессов, ПО должно обновляться: в противном случае информация может отображаться с задержкой, произойдут сбои, оказывающие негативные последствия для жизнедеятельности компании. Именно по этой причине не рекомендуется использовать нелицензионное ПО. Невозможность обновить систему может повлечь за собой непреодолимые ограничения в ее использовании — например, если программа требует регулярного приобретения лицензии, то эксплуатировать ее уже не получится.
  4. Доработки зарубежного ПО. Вполне вероятно, что со временем они будут приостановлены, так как дорабатывать системы можно с юридическими ограничениями.
  5. Техническая поддержка. Из-за отсутствия официальной техподдержки возникают сложности с настройкой программ и починкой оборудования, возможны также и перебои в работе — решение даже мелких проблем затягивается вплоть до невозможности его использования. Во многом это связано с прекращением обучения специалистов зарубежными поставщиками и отсутствием доступа к инструкциям, поскольку после ухода с рынка РФ иностранные производители полностью закрывают доступ к технической документации по своим продуктам.

Что импортозамещение значит для компаний

На сегодняшний день не все сервисы, популярные в России, попадают под вопрос импортозамещения: так, например, программой для видеоконференций Zoom, согласно исследованиям аналитической компании Telecom Daily, пользуется 77% респондентов, тогда как российским решением, «Яндекс Телемост», — лишь 22%, а у прочих отечественных аналогов показатель еще ниже. Подобный отрыв можно объяснить нежеланием пользователей менять свои привычки и использовать другие варианты связи. Однако, если мы говорим о российских компаниях, существует вероятность, что «наши решения» могут быть использованы в качестве альтернативных.

Что касается советов в переходе на отечественные программы, в первую очередь нужно отметить: легко и безболезненно изменить бизнес-процессы можно лишь в том случае, если вы располагаете достаточным количеством времени. Сроки импортозамещения всегда индивидуальны и зависят от требуемого функционала системы и количества интеграций с внешними сервисами и программами; кроме того, нужно понимать, с каким минимальным набором функционала системы бизнес готов продолжать работать. Сегодня многие компании, работающие с иностранными программами и оборудованием, тщательно обдумали этот вопрос и приняли решение, как им поступить.

Если упрощенно посмотреть на ситуацию, то возможны три варианта действий:

  • Продолжать пользоваться иностранным ПО и оборудованием, невзирая на риски. Но при этом все равно иметь запасной вариант.
  • Осуществить переход на российский аналог. Смена оборудования — это очень дорогостоящий процесс. Кроме того, есть риск, что российского аналога просто не существует.
  • Заняться разработкой с нуля. Однако в случае с оборудованием это несколько сложнее, поскольку качественные разработки, аналогов которых в РФ нет, могут занять не один десяток лет.

Если запрос компании покрывает уже готовое коробочное решение, то переход осуществляется за короткий срок. Если требуются доработки, то всё зависит от их сложности и количества. Они могут занимать пару часов, несколько дней, месяц или даже несколько лет. Часто, когда ни одно готовое решение не удовлетворяет потребностей компании, а количество доработок занимает от нескольких месяцев, надежнее создать самописную систему с нуля, поскольку в коробочных решениях есть ограничения.

Если российского аналога нет, придется либо перекраивать бизнес-процессы компании, переходя на другое решение, что не подходит крупному бизнесу, так как это может повлечь за собой финансовые потери, либо разрабатывать систему с нуля, что займет еще больше времени. Однако со временем эксплуатация и техподдержка отечественных решений будет дешевле, чем импортных.

Возможности для сферы ИТ

У российского бизнеса долгое время было предвзятое отношение к российским технологиям, однако практика последних нескольких лет показала: отечественные ИТ-продукты по функционалу не уступают зарубежным, а в чем-то даже превосходят, так как заточены под российский рынок и учитывают требования и особенности законодательства РФ.

Кроме того, курс на импортозамещение — это не только мотивация для российских компаний, но и реальный шанс повысить качество ПО — привнести новые разработки, а также доработать уже имеющиеся; возможность изменить подход к его обслуживанию, сделав упор на обучении, техподдержке и прочих сферах развития, что, несомненно, станет для отечественных компаний только плюсом.

Дмитрий Пилипенко, full-stack разработчик HTDev