Поскольку все больше организаций переходят к гибридной ИТ-модели, сотрудничество между ИТ- и не ИТ-сотрудниками приобретает первостепенное значение, пишет на портале Enterprisers Project Виджай Сундарам, директор по стратегии компании Zoho.

В прошлом году исследователь из Массачусетского технологического института Джо Пеппард написал спорную статью в Wall Street Journal, в которой предложил организациям ликвидировать свои ИТ-отделы. Он объясняет это тем, что ИТ-отдел начинался как относительно автономная структура, существующая в основном для обеспечения функционирования корпоративных систем и безопасности сетей. Однако сегодня, считает он и в этом я с ним согласен, цифровой ландшафт требует всепроникающего ИТ-отдела — с щупальцами по всей оргструктуре.

При этом я не согласен с мнением Пеппарда о том, что централизованный ИТ-отдел устарел. Его не следует ликвидировать, его надо встроить в гибридную модель — подобно облачным моделям развертывания — которая соответствует конкретным потребностям бизнеса.

Организациям по-прежнему нужны централизованные ИТ-отделы, но они также нуждаются в ИТ-специалистах для удовлетворения специализированных потребностей бизнеса, которые могут неожиданно возникать в функциональных областях. Например, маркетингу и продажам могут потребоваться среды разработки приложений no-code/low-code для быстрого реагирования на рыночные изменения. Встав в очередь в корпоративный ИТ-отдел, вы полностью упустите эту возможность.

Согласно нашему недавнему глобальному исследованию, охватывающему 3300 ИТ- и бизнес-специалистов, децентрализация ИТ-отделов растет. Так, почти три четверти руководителей ИТ-подразделений в Северной Америке сообщают, что их организация успешно децентрализовала свою ИТ-структуру. Однако они также отмечают, что их организация столкнется с проблемами, если продолжит децентрализацию. Таким образом, большинство ИТ-руководителей считают, что стремление Пеппарда к полной децентрализации ИТ-отдела довольно рискованное. Правильный ответ заключается в создании гибридной (распределенной, частично централизованной) ИТ-структуры — такой, которая обеспечивает хорошее сотрудничество со всеми другими отделами.

Чтобы эффективно внедрить гибридную ИТ-модель, важно обеспечить тесное сотрудничество между ИТ-персоналом и сотрудниками, не относящимися к ИТ-службе. Вот четыре тренда, на которые вам следует обратить внимание.

1. Повышение технологической грамотности и уровня сотрудничества

С начала пандемии сотрудничество между ИТ-персоналом и сотрудниками других отделов растет. Одновременно наблюдаются две тенденции:

  • информационные технологии распространяются по всей организации;
  • повышается технологическая грамотность сотрудников, не являющихся ИТ-специалистами.

Также наблюдается рост использования инструментов no-code и low-code в более децентрализованной, гибридной рабочей среде. Большинство не ИТ-специалистов используют свои собственные устройства и приложения для выполнения работы, которая исторически предназначалась для ИТ-персонала.

Можно ожидать, что эти тенденции сохранятся. Более того, бюджеты на ИТ не сокращаются; несмотря на надвигающуюся рецессию, компании продолжают тратить средства на ИТ-инструменты.

2. ИТ-персонал — это партнеры, а не привратники

По мере развития роли ИТ и расширения сотрудничества ИТ-руководители все чаще работают с руководителями отделов как партнеры, а не как технологические привратники. Такое сотрудничество и децентрализация ИТ в масштабах предприятия дает сотрудникам самостоятельность и автономию при принятии технологических решений для своих отделов. Они больше не зависят полностью от ИТ-команды в вопросах автоматизации процессов, выбора инструментов или технологических операций.

Однако ИТ-персонал должен сотрудничать с этими отделами для обеспечения надзора и создания дополнительной ценности для бизнеса. Кроме того, необходимо техническое обучение, чтобы обеспечить безопасное и эффективное взаимодействие сотрудников с технологиями.

3. Разработка приложений no-code и low-code становится нормой

Мы наблюдаем рост развертывания и использования модели разработки приложений no-code/low-code, и все больше сотрудников, не являющихся ИТ-специалистами, создают инструменты для корпоративного использования в бизнесе. Отчасти это можно объяснить хорошо известной нехваткой квалифицированных кадров в технологической отрасли. Поскольку многие предприятия не могут нанять разработчиков приложений и платформ, не ИТ-персонал берет на себя эту работу и сам создает инструменты.

Однако такая демократизация ИТ-инструментов не лишена риска. Если ИТ-персонал не может контролировать, какие именно приложения используются в корпоративной сети, организация потенциально становится уязвимой для атак. Он должен оставаться в курсе событий, обеспечивая безопасное и надежное создание инструментов no-code и low-code.

В условиях, когда все больше сотрудников используют эти инструменты, ИТ-персонал должен быть доступен для советов и консультаций. Как показало наше исследование, почти все (98%) ИТ-руководители утверждают, что как минимум один отдел в их организации нуждается в дополнительном обучении техническим навыкам. Особенно в таком обучении нуждаются отделы маркетинга (52%), финансов (45%) и продаж (43%); по иронии судьбы, именно эти отделы чаще всего используют инструменты разработки приложений no-code и low-code. Это говорит о том, что эти команды неправильно или недостаточно используют эти технологии и нуждаются в большей поддержке со стороны ИТ-службы.

4. Ознакомление сотрудников с методами атак имеет важное значение

ИТ-персонал должен разъяснить всем сотрудникам, какие приложения разрешены в корпоративной сети. Сотрудники должны всегда информировать ИТ-персонал об использовании ими несанкционированных приложений и устройств. Если они загружают несанкционированные приложения и используют несанкционированные устройства для доступа к корпоративной сети, у ИТ-отдела могут возникнуть проблемы с предотвращением доступа вредоносного ПО в сеть.

Если сотрудники открыто и честно рассказывают об используемых ими устройствах и приложениях, ИТ-персоналу гораздо проще предотвратить несанкционированные загрузки и обеспечить безопасность сети.

Кроме того, в связи с участившимися случаями применения социальной инженерии, ИТ-специалисты должны ознакомить всех остальных сотрудников с популярными методами атак, таким как фишинг и компрометация деловой электронной почты. Если ИТ-персонал сможет донести до них эту информацию, то бизнес в целом будет меньше подвержен атакам и утечкам данных. Постоянное сотрудничество в этой области будет чрезвычайно важно в наступающем году. Конфиденциальность и соответствие нормативным требованиям больше не являются корпоративными опциями.

Когда-то изолированный, занимавшийся в основном вопросами сетевой безопасности, внутренней поддержки и закупки ПО, сегодня ИТ-отдел все чаще взаимодействует с другими отделами. Это положительный момент. Широкое распространение технологической грамотности и расширение сотрудничества являются важными параллельными тенденциями.

Будущее — за гибридной моделью. Технологическая грамотность через сотрудничество жизненно важна в новом децентрализованном, демократизированном ИТ-ландшафте.