ИТ-автоматизация быстро становится обязательным элементом бизнес-операций. Опрошенные порталом Enterprisers Project эксперты считают, что в следующем году ее станет гораздо больше.

Конечно, более развернутый ответ на этот вопрос включает в себя больше нюансов и сложностей. Существуют реальные деловые и технологические проблемы, стимулирующие рост автоматизации в ИТ-стеках и организациях.

Разумеется, ИТ-автоматизация — это обширное понятие, охватывающая все: от контейнеризации и оркестровки до автоматизации безопасности, ИИ/MО и многого другого. Ниже представлены пять тенденций и прогнозов в области автоматизации на 2023 г.

1. Автоматизация становится обязательным условием на периферии

Организации выбирают автоматизацию по разным причинам, но иногда все сводится к тому, что автоматизация выбирает их. Это становится все более верным для предприятий, которые в настоящее время внедряют или расширяют стратегии edge-вычислений. Автоматизация — это необходимое условие для обеспечения нормальной работы периферии.

«Автоматизация в целом важна для ИТ-инфраструктур — как для сокращения времени, затрачиваемого на ручные процессы, так и для обеспечения согласованности, — говорит Гордон Хафф, технологический евангелист Red Hat. — Однако когда эти инфраструктуры распространяются на сотни или тысячи распределенных узлов в заводских цехах или в других местах, где может не быть ИТ-персонала, автоматизация становится не просто полезной, а необходимой».

Автоматизация — важнейший инструмент для управления ИТ на периферии. Хафф ожидает более широкого внедрения автоматизации в edge-средах в 2023 г., поскольку компании стремятся масштабировать свои усилия, избежав при этом непосильного операционного бремени.

2. Новые сценарии использования ИИ быстрее всего появляются на периферии

Продолжая тему периферийных вычислений, вице-президент по разработке компании Wallaroo Крис Макдермотт отмечает, что в будущем ожидается значительное развитие одной конкретной (и огромной) категории автоматизации на периферии — искусственного интеллекта. «Самый быстрый рост применения ИИ будет на периферии, это связано с общей тенденцией добавления датчиков и вычислительных возможностей в транспортные средства, приборы и промышленное оборудование», — говорит он.

По словам Макдермотта, есть три основные причины, по которым периферийные вычисления обеспечат наибольший рост в сфере корпоративного ИИ в ближайшем будущем (по сравнению с облачными вычислениями в целом):

Латентность. Низкая задержка — это, пожалуй, самое важное требование, лежащее в основе многих сценариев использования edge-вычислений. И это характерно для многих сред, где ИИ играет все большую роль в создании автоматизированных и автономных систем, например, в промышленности. «Передача данных с интеллектуального устройства в облако для запуска модели машинного обучения, а затем передача результатов этой модели обратно на интеллектуальное устройство занимает слишком много времени в тех случаях, когда важна даже миллисекундная дополнительная задержка, — говорит Макдермотт. — Поэтому в данном случае самое быстрое место для запуска ИИ будет на периферии».

Массивные объемы данных. Среды IoT производят тонны данных, и ИИ требует тонн данных. Управление этими данными создает значительные операционные проблемы. «Телеметрические данные могут быть настолько объемными, что затраты на их транспортировку и хранение в облаке будут неоправданны, особенно если 99% этих данных не используются для дальнейших целей, — говорит Макдермотт. — В таких случаях предприятия предпочитают запускать модели на периферии и передавать в облако только те данные, которые имеют значение».

Требования к сети. Наконец, Макдермотт отмечает, что подключение к публичному Интернету может стать препятствием для многих периферийных сред — как из-за местоположения или безопасности, так и по другим причинам. В таких случаях модели MО и другие ИИ-решения должны работать локально, а не в централизованном облаке или дата-центре.

3. Автоматизация стимулирует эволюцию предприятий от DevOps к DevSecOps

Э.Г. Надхан, главный архитектор Red Hat, ожидает, что все больше организаций поймут, что автоматизация — это недостающий ингредиент в их стремлении расширить набор навыков, особенно когда они хотят внедрить в организации мышление, ориентированное на безопасность.

«Автоматизация — это секретный ключ к миграции от DevOps к DevSecOps при переходе от узкопрофильных к расширенным наборам навыков, — говорит он. — Дальновидные предприятия, сфокусированные на проактивном устранении проблем, привнесут автоматизацию, наряду с обеспечением качества, в корпоративную безопасность для дальнейшего снижения риска».

В целом, безопасность может соперничать с периферийными вычислениями за звание «лучшего друга автоматизации».

Автоматизация — это огромная и постоянная потребность практически в любом деле. Это также сложно — и часто дорого. Автоматизация является ключевым фактором, причем не только в инструментах безопасности и операциях, но и во всем стеке.

«Мы увидим дальнейшее развитие автоматизации исправлений, обновлений и масштабирования приложений с помощью Kubernetes и контейнеров с целью сокращения организациями процессов ручного обновления своих рабочих нагрузок», — говорит Том Хирн, вице-президент по полевой архитектуре компании Insight.

4. Автоматизация придает импульс инициативам по устойчивому развитию

Подобно тому, как автоматизация стала центральным принципом DevOps и DevSecOps, она станет важным катализатором «GreenOps» — то есть растущей потребности в повышении устойчивости ИТ- и бизнес-операций.

«По мере того, как корпорации определяют свои стратегии по снижению выбросов углерода до нуля и начинают бороться с последствиями глобального энергетического кризиса, технологические лидеры переключают свое внимание на измерение и оптимизацию углеродного следа своей ИТ-инфраструктуры, — говорит Винсент Кальдейра, технический директор Red Hat в АТР. — Устойчивое развитие станет ключевым показателем эффективности наряду с производительностью, безопасностью, доступностью и стоимостью, поскольку GreenOps станет частью операционной культуры ИТ-организаций».

5. Внедрение автоматизации следует за инициативами по оптимизации затрат на облако

Люди любят говорить об облачных затратах. В 2023 г. это будет практически невозможно делать, не говоря также об автоматизации — официально пришло время объявить ее незаменимой для оптимизации затрат как в публичных и частных облаках, так и в онпремисных средах.

«FinOps и оптимизация расходов на традиционную онпремисную инфраструктуру и облако потребуют от организаций перехода к более стандартизированному формату развертывания приложений и платформ, — говорит Хирн. — В результате требования к автоматизации резко возрастут — чтобы предотвратить разрастание инструментов традиционных ИТ-команд и платформенных команд. Это позволит моделировать бюджет по мере их перехода на нативное автоматизированное развертывание».

Это отличный пример обширности термина «автоматизация». Когда речь идет об ИТ-бюджетах и оптимизации инфраструктурных и других затрат, может быть задействован широкий спектр инструментов и процессов, от конвейеров CI/CD до Kubernetes и инструментов ИТ-автоматизации, таких как Ansible, и многое другое.

Если говорить конкретно об облачных расходах, то приоритетной стратегией будет автомасштабирование. «Масштабирование приложений в облаке будет оставаться в центре внимания, поскольку организации стремятся сократить расходы», — отмечает Хирн.