Недавнее исследование RapidAPI «2022 State of the API» показало, что организации стремятся зарабатывать деньги на интерфейсах прикладного программирования (API), а также продемонстрировало, какие инструменты используют их разработчики, сообщает портал The New Stack.

В опросе приняло участие 850 человек, почти половина из которых — разработчики. Хотя большинство — 75% — работают над API, ориентированными на внутреннее использование, число разработчиков, работающих над API, ориентированными на партнеров (49%) и сторонних разработчиков (54%), увеличилось, подскочив почти на 5% по сравнению с прошлым годом в обеих категориях.

Исследование также показало, что, по мнению более чем трех четвертей опрошенных разработчиков, «API- экономика» является главным приоритетом для организаций. 59% процентов заявили, что это главный приоритет, а еще 16,4% ответили, что скоро это станет главным приоритетом.

Это хорошо коррелирует с прогнозом исследовательской компании Forrester о том, что в 2023 г. все больше руководителей компаний будут заниматься API на стратегическом уровне.

API-стратегия переходит от ИТ к бизнесу

Forrester прогнозирует, что в 2023 г. бизнес-руководители предприятий будут определять более 40% стратегий API. Это противоречит общепринятому мнению о том, что ИТ-отдел определяет стратегию API, отмечает директор по исследованиям этой компании Крис Гарднер.

«API вышли за рамки чисто прикладных или инфраструктурных. Теперь есть API для бизнеса, есть API, которые используют данные, используют транзакции и, по сути, обеспечивают экономику данных, — говорит он, — Это больше не ИТ-тема. ИТ-отдел будет следить за тем, чтобы API оставались защищенными и заблокированными, и обеспечивать их тесное взаимодействие со всем остальным, но именно бизнес-руководитель решает, какие из них наиболее полезны».

По словам Гарднера, стратегия API выходит даже на уровень совета директоров, поскольку его члены и руководители высшего звена осознали, что API могут быть центральной частью бизнес-стратегии. Это очень важно, потому что, по данным Forrester, наибольшая ценность API достигается, когда организации используют их для создания новых продуктов, бизнес-моделей и каналов. Это означает, что управлять стратегией API должно бизнес-руководство предприятия.

Это значительно повлияет на разработчиков, отмечает Гарднер, поскольку важная информация о том, как управлять API, теперь будет поступать от бизнеса, а не только от ИТ-отдела. Последний по-прежнему будет контролировать API, содержащие различные уровни, а также интерфейсные и интеграционные API, но разработчики будут все чаще получать запросы на API от руководителей бизнеса.

Чтобы создавать современные нативные облачные приложения разработчикам также потребуется подключать API по модели Infrastructure as Code, считает Гарднер.

«Для разработчиков все это не меняет того факта, что они создают свои собственные API для подключения приложений и инфраструктуры, — говорит он. — Критически важно то, что они начнут создавать API для подключения бизнеса».

Согласно RapidAPI, количество организаций, монетизировавших API в 2022 г., выросло примерно на 5% по сравнению с предыдущим годом. Наибольший рост произошел в сфере финансовых услуг, где монетизация API увеличилась на 16%.

«Разработчики из таких отраслей, как финансовые услуги, технологии, телекоммуникации и здравоохранение, сообщили о монетизации API на уровне выше среднего, — сообщают исследователи. — Также наблюдается заметный рост монетизации со стороны тех, кто работает в организациях, использующих более десяти API».

Популярные языки API

Примечательно, что TypeScript вытесняет PHP: 16% респондентов сообщили об использовании этого языка по сравнению с 12% в прошлом году. Между тем, использование PHP снизилось на один процентный пункт до 14%.

«JavaScript потерял позиции, в то время как TypeScript вырос на 4%, — отмечают исследователи. — Использование более старых языков продолжило падать — наблюдается снижение популярности Java, PHP, C# и .NET».

Тем не менее, JavaScript с долей 48% остается самым популярным языком для написания API, за ним следует Python с 36%. 19% респондентов назвали в качестве предпочтительного языка. В нынешнем опросе .Net занял всего 4%, что на процент меньше, чем в 2021-м. Go и Cи заняли самые низкие позиции — менее 4%.

Инструменты API: Rest, Webhook, Websocket и многое другое

В опросе также рассматривались инструменты API — в частности, использование REST, Webhook, Websocket, SOAP, GraphQL, Kafka, AsyncAPI, serverless и FaaS, а также gRPC.

Неудивительно, что 69% используют REST — на 10% больше, чем в прошлом году. За ним следует развертывание Webhook (35%) и WebSocket (30%).

Инженер-программист Хамира Дуланга определяет API как нечто отличное от Webhook и Websocket, поскольку API исходят от потребителя. «Они хорошо подходят для таких приложений, как сохранение состояния или выполнение быстрого действия для получения немедленного ответа от внутренней операции, — утверждает он. — Однако, если серверу нужно связаться обратно с браузером, то при использовании API для этого нет прямого метода, если только браузер периодически не проверяет наличие обновлений». Он может делать это путем генерации отчетов или постоянного опроса, но WebSocket лучше подходит для решения этой проблемы в реальном времени, поскольку он обеспечивает «постоянную и двунаправленную связь между потребителем и поставщиком услуг», — отмечает Дуланга, добавляя, что все современные браузеры поддерживают WebSocket.

По его словам, WebHook — иногда называемый обратным API — в основном используется для связи между серверами или внутренними процессами, и, например, вступают в игру, когда требуется push-уведомление — скажем, в мобильных развертываниях. «WebHook обеспечивает решение проблемы переполнения WebSocket, предоставляя отсоединенный механизм для получения ответа от поставщика услуг», — объясняет Дуланга.

Остальные инструменты API заняли в опросе доли ниже 30%, при этом 27% используют AsyncAPI, 25% — бессерверные или FaaS, а 23% — SOAP. GraphQL, Kafka и gRPC применяют менее 20% респондентов.