Никогда еще не было такой необходимости иметь зрелую стратегию управления данными (data governance). Портал ITPro Today приводит советы экспертов по лучшим практикам для успешного управления данными.

По мере того как компании сталкиваются со все новыми проблемами хранения разрозненных данных, нормативными требованиями по использованию, хранению и защите данных, а также с задачами обеспечения точности и согласованности данных, они все больше, чем когда-либо, полагаются на управление данными.

Организации надеются решить все свои проблемы с данными и даже больше с помощью правильных процессов, людей и инструментов. Однако у большинства из них это не всегда получается. Более того, многие терпят неудачу. По прогнозам Gartner, в период до 2025 г. 80% организаций, стремящихся к развитию цифрового бизнеса, потерпят неудачу из-за неправильной стратегии управления данными.

К тому, что программа управления данными потерпит фиаско, может привести множество факторов. Среди них — непонимание того, кто за что отвечает, отсутствие четких целей, чрезмерная зависимость от инструментов и неспособность изменить внутреннюю культуру.

Вот 10 способов усовершенствовать стратегию управления данными и избежать распространенных ловушек.

1. Разберитесь, зачем вы разрабатываете стратегию управления данными, а затем расскажите о ее преимуществах всей компании. Просто делать что-то, потому что вам так сказали или из соображений соответствия нормативным требованиям, не мотивирует. Если вы точно определите преимущества разработки стратегии управления данными, вы мотивируете свою команду на отличную работу.

К основным преимуществам эффективного управления данными относятся следующие:

  • согласованность данных независимо от их местонахождения;
  • лучшее качество данных;
  • стандартизированные термины, цели и показатели;
  • повышение точности аналитики и моделей ИИ/МО;
  • соблюдение законов о конфиденциальности данных и других нормативных актов.

«Считайте, что управление данными — это спектр, — говорит Джон Уиллс, технический директор компании Alation, занимающейся каталогизацией данных. — На одном конце — соблюдение нормативных требований, аудит и другие меры по снижению рисков, а на другом — гибкость, рост бизнеса, производительность и эффективность».

По его словам, руководители, которые хотят улучшить свой бизнес, увидят, что управление данными, хотя и является обязательным делом, может сделать сотрудников более грамотными в области данных и способствовать повышению эффективности организаций в принятии решений.

2. Взгляните на данные по-иному. «Когда мы рассматриваем платформы данных, мы думаем о таких вопросах, как „Где находятся мои данные (хранилище, облако, базы данных приложений, дата-центр)? Как мы можем перемещать эти данные? И как мы сможем интегрировать и получить доступ к этим данным?“» — говорит Мишель Гетц, вице-президент и главный аналитик компании Forrester.

Она призывает руководителей также подумать о том, как инженеры по данным, стюарды данных, специалисты в области науки о данных или аналитики из бизнес-подразделений будут реально использовать данные в своей работе.

3. Привлеките нужных людей. Не существует «одного» правильного руководителя по управлению данными. В некоторых компаниях этим занимается директор по данным (CDO). В других это может быть финансовый директор (CFO), директор по рискам (CRO) или ИТ-директор (CIO).

Исторически сложилось так, что эта роль относится к сфере ИТ. Сегодня ситуация меняется. Исследование Forrester показало, что в 45% компаний управление данными в основном ориентировано на бизнес, а в 53% — на ИТ. Аналитики полагают, что управление данными — это больше бизнес-задача, и она должна быть привязана к бизнес-контексту.

Независимо от того, какое подразделение определяет стратегию управления данными, команда должна быть распределена по всей компании и включать в себя экспертов по предметным вопросам или по направлениям бизнеса, аналитиков данных, специалистов а области науки о данных, ИТ-отдел и юристов.

«В прошлом мы поступали неправильно: брали роль и превращали ее в должность, а не думали о том, как мы используем данные, извлекаем инсайты и принимаем решения на основе наших данных, — говорит Гетц. — Если вы посмотрите на это с точки зрения корпоративной культуры, то сможете понять, кто должен владеть этим в компании».

4. В первую очередь подумайте о данных. Вместо того чтобы создавать структуру управления данными, а затем вписывать в нее свои данные и потребности, измените сценарий и сначала подумайте о данных. Если вы сперва разберетесь, для чего вам нужны данные, то сможете лучше понять, как скорректировать схему управления данными для достижения этих бизнес-целей.

5. Выберите правильные метрики. Всегда должна существовать прямая связь между стратегией управления данными и передовой практикой вашей компании и отслеживаемыми вами показателями — вплоть до показателей заинтересованных сторон в вашем бизнесе.

«Каждая работа должна иметь связанную с ней ощутимую бизнес-метрику, потому что все данные должны быть связаны с бизнес-решениями», — говорит Гетц.

6. Дело в доверии. Если ваши внутренние заинтересованные стороны не могут доверять данным, как вы можете ожидать, что им будут доверять ваши клиенты, поставщики и регулирующие органы?

«Сколько раз мы слышали об управленческой практике, когда несколько руководителей докладывают генеральному директору цифры, а тот пытается понять, как были рассчитаны цифры, почему они разные, почему они не сходятся, и откуда вообще взялись данные? — говорит Джей Милитшер, руководитель отдела данных в компании Collibra, занимающейся каталогами данных. — Если такое произойдет у вас, то возникнет проблема доверия, и именно ее призваны решить программы управления данными».

Стратегии управления данными должны быть направлены на выработку последовательного понимания того, что означают данные и как рассчитываются компоненты в отчетах.

7. Активно содействуйте культурным изменениям. Чтобы стратегия управления данными заработала, культура вашей организации должна измениться. Сотрудники не должны воспринимать данные как нечто само собой разумеющееся.

Вы можете изменить культуру, уделяя особое внимание грамотности в области данных, предоставляя дашборды с актуальной информацией и обучая сотрудников, как их использовать, а также поощряя культуру самообслуживания в сфере данных и инсайтов. «Сегодня все являются специалистами по данным, независимо от того, называют они себя так или нет, потому что все работают с данными», — отмечает Гетц.

Продвижение грамотности в области данных — способности понимать и обсуждать данные, читать их и анализировать — особенно важно для осуществления культурных изменений. Это начинается с подчеркивания того, что данные — это инструмент, позволяющий всем сотрудникам выполнять свою работу.

«Чтение и обсуждение данных для принятия решений требует уверенности в их значении, методологии и происхождении, — говорит Милитшер. — Если вы в чем-то не уверены, ваша задача — задать вопросы производителю данных. Это и есть грамотность в области данных».

8. Инструменты — это лишь малая часть успеха в управлении данными. Хотя очень соблазнительно просто бросить технологию на решение проблемы управления данными, в конечном счете это не совсем техническая проблема. На самом деле, технология — это лишь малая ее часть. «Управление данными — это на 70% процессы, на 20% люди и на 10% технологии», — говорит Уиллс.

9. Прибегать к помощи со стороны можно (и даже желательно). Хотя управление данными очень важно, мало кто считает, что это очень весело. На самом деле, это большая работа, похожая на уборку чердака. И она может быть сложной — включать в себя создание правильной команды, привлечение заинтересованных сторон, измерение правильных показателей и применение правильных меток и моделей данных.

«Я не видела ни одной компании, которая бы добилась успеха в управлении данными без привлечения внешних ресурсов, таких как сервис-провайдер, исследовательская фирма или поставщик ПО», — отмечает Гетц.

10. Это эволюция, а не революция. Управление данными — это определенно не «раз и готово». Это эволюционный метод, который дает эволюционные результаты. Думать об этом иначе — залог провала.