Цифровая трансформация затрагивает сегодня практически все сферы экономики. Согласно исследованиям, самыми «цифровыми» отраслями в России являются ИТ, сектор информации и связи, сфера высшего образования. В то же время, лишь 10-20% предприятий готовы к внедрению цифровых процессов: часто компании не отдают себе отчет о целях цифровизации или хотят «оцифровать» всё и сразу, получая на выходе цифровой хаос. Людям свойственен определенный цифровой консерватизм: они не готовы переучиваться, перестраиваться, ломать созданные годами процессы. Именно поэтому внедрять цифровые решения нужно планомерно, учитывая все факторы и последовательность шагов.

Шаг 1. Определиться с целеполаганием. Чего компания хочет добиться с помощью цифровизации?

Первое и главное, что нужно сделать, если вы хотите встать на путь цифровой трансформации — определиться с целеполаганием. Зачем и для чего вы хотите внедрить новый сервис, какая самая главная измеримая задача? На примере строительной отрасли, при невероятной популярности сегодня цифровых сервисов, мы видим, что не более 10% от всех заказчиков строительства и подрядных компаний в России действительно понимают ценность цифровых инструментов, знают, для чего они им и умеют с ними работать. Чем более конкретными будут ожидания, тем более эффективным будет внедрение и вероятность получить лучший результат.

Шаг 2. Оценить готовность компании

Определившись с целеполаганием, важно отдавать себе отчет, насколько компания готова к цифровизации. В нашей практике мы часто встречаемся с разной степенью готовности компаний, нередко бывают ситуации, когда компания очень хочет идти в цифровизацию, но по факту совсем к этому не готова: при большом количестве инструментов работы с информацией эти данные хранятся беспорядочно, нет единой системы и в данных царит хаос. А бывает и наоборот: небольшие компании часто думают, что цифровизация — удел только крупных компаний, но фактически за счет упорядоченных данных, отсутствия излишней бюрократии и вовлеченности руководителей именно они могут успешно внедрять цифровые сервисы.

Шаг 3. Определиться с бюджетом

Цифровизация — важная статья расходов: согласно исследованиям, на цифровые инструменты российские компании готовы тратить до 10% своей прибыли. Планируя расходы, важно сопоставить их с целями (возвращаясь к шагу 1) и понять, будут ли они оправданы и какую часть прибыли вы готовы на это заложить. Чаще всего компании принимают решение, отталкиваясь от оборота, также сумма может рассчитываться от инвестиций — если это, например, строительный проект, то это как правило 2-3% от суммы.

Шаг 4. Определиться с решением: что компания будет внедрять

Сегодня на рынке существует много ИТ- решений, и все они имеют свою специфику. Например в строительной отрасли, которая однозначно испытывает потребность в цифровизации, существует порядка 750 решений, и у каждого есть как преимущества, так и недостатки. Решения от крупных корпораций (SAP, Primavera) пользуются популярностью, но характеризуются тем, что для их использования нужно ломать систему, переобучать людей, привлекать и оплачивать отдельного специалиста по внедрению, а срок интеграции может занимать от 1 месяца до года. Есть инструменты от ИТ-компаний, которые хороши в разработке, но как правило, не обладают достаточной экспертизой в какой-то узкой сфере. Узкоспециализированные сервисы, такие как беспилотники, достаточно хорошо работают, но только в рамках определенного этапа и решения конкретных задач.

Идеальный вариант цифрового решения — команда экспертов, которые знают толк не только в разработке, но и знакомы с отраслью «изнутри», понимают потребности и боли отрасли, в которой работает компания, но таких решений на рынке, как правило, не много.

Шаг 5. Подготовить сотрудников

Цифровизация всегда начинается с сотрудников, и ее успех зависит от готовности команды. Если заставлять людей что-то делать против их воли, ничего хорошего не выйдет, поэтому начать стоит с четкого обоснования, для чего нужен этот цифровой переход, и объяснения ценности идеи. И, конечно, переход стоит осуществлять плавно, использовать «полезные» цифровые инструменты и идти путем минимальной ломки процессов: условно, если человек привык вносить данные в Excel — формат, подобный этому, будет лучшим решением. Иногда внедрению на местах препятствует банальный консерватизм и нежелание учиться новому — в этих случаях стоит подумать о применении поощрительных мер, которые будут стимулировать сотрудников использовать новые сервисы. Бывает так, что система ломает процесс цифровизации, и из-за неготовности компании на перестройку уходит очень много времени, тогда интеграция может длиться очень долго: это стресс, поиск виновных, открытие новых проблем и множественные доработки.

Шаг 6. Этап внедрения: что важно знать

На этапе внедрения очень важна вовлеченность руководителя, работа в связке с разработчиками, постоянная обратная связь. Обычно внедрению предшествует диагностика, которая по сути представляет собой консалтинг. Это позволяет увидеть дорожную карту взаимодействий, точки роста, понять, где возникает синхронизация или риски, и выстраивать процесс интеграции комфортно для всех сторон, без разрушения процессов или переучивания людей. В некоторых случаях эффективным будет создание подразделений, которые отвечают за цифровую трансформацию.

Шаг 7. Оценить эффективность

Универсальной формулы для оценки эффективности внедрения цифровых решений не существует, и есть риск оценивать эффективность по критерию сэкономленных денег. Это верно лишь отчасти, и тут важно смотреть на показатели и сравнивать их еженедельно и ежемесячно.

Если цифровизация помогает экономить, то это будет заметно по итогам месяца или завершения всего проекта. Если ценность цифровизации в систематизации, контроле данных и ситуации, то у топ-менеджмента точно освобождается время на решение текущих задач и стратегическое развитие.

Шаг 8. Продумать дальнейшие шаги, чтобы сохранить эффективность

После внедрения следует не менее важный этап — качественная проверка использования системы и применимости, работают ли в нем на всех уровнях. Важное значение имеет обратная связь и контроль со стороны руководства: важно, чтобы данные вносились, всем было удобно и расхождения были минимальными, так как данные всегда тянуться снизу вверх по структуре компании, где топ-менеджмент уже видит дашборд происходящего на строительных площадках. Цифровизация должна происходить системно, начиная от исполнителей и заканчивая топ-менеджментом. В этом случае она действительно станет конкурентным преимуществом и даст импульс для развития.

Кирилл Поляков, сооснователь компании “Прагма” (резидент Сколково) и платформы Pragmacore