В то время как добавление ИИ-инсайтов в инструменты аналитики и бизнес-аналитики (analytics and business intelligence, ABI) безусловно, продолжается, более важной тенденцией в настоящее время является дополнение ABI-инструментов возможностями автоматизации low-code или no-code, утверждает Gartner в своем недавнем отчете Magic Quadrant по данному направлению.

«Многие платформы добавляют возможности для пользователей легко составлять рабочие процессы и приложения посредством средств автоматизации low-code или no-code», — пишут аналитики Gartner в последнем Магическом квадранте для платформ аналитики и бизнес-аналитики, который был опубликован 5 апреля, сообщает портал Datanami.

По их словам, это помогает расширить охват аналитики за пределы простого предоставления наборов данных и демонстрации информационных панелей. «Сегодняшние платформы ABI могут предоставлять обогащенные контекстуализированные данные, перенаправлять внимание на процессы принятия решений и, в конечном счете, предпринимать действия, которые обеспечат ценность для бизнеса», — утверждают аналитики.

Потребность в улучшении управления отчетами, информационными панелями и другими продуктами ABI-инструментов — еще одна тенденция, которую отслеживает Gartner. Она выражается в возобновлении спроса на встраивание аналитических каталогов в продукты, что может облегчить клиентам отслеживание тысяч отчетов, которые они разработали.

Третьей важной тенденцией является спрос рынка на «автономную (headless) открытую архитектуру». Gartner утверждает, что «безголовая» платформа ABI «отделяет хранилище метрик от внешнего презентационного слоя, что обеспечивает бóльшую совместимость с конкурентными продуктами».

Gartner дополнил свои критерии оценки платформ ABI тремя новыми категориями: хранилище метрик (metrics store), совместная работа и интеграция науки о данных.

Добавление хранилища метрик важно, по мнению аналитиков, потому что оно помогает сделать центральной роль платформы ABI в «определении и распространении показателей эффективности по всей организации», в отличие от «прославленного мастера диаграмм».

Добавление категории совместной работы важно, поскольку она измеряет, насколько хорошо пользователь ABI может делиться своими знаниями с другими с помощью таких инструментов, как Slack или Teams.

ABI-продукты и инструменты науки о данных и машинного обучения в течение некоторого времени находились на линии столкновения, отмечает Gartner. С добавлением категории интеграции с наукой о данных у аналитиков появился метод отслеживания легкости, с которой пользователь ABI может, например, перейти к инструменту науки о данных, чтобы проверить гипотезу. Аналогичным образом, интеграция может работать и в обратную сторону, позволяя кому-то, работающему на платформе науки о данных или МО, перейти на инструмент ABI, чтобы воспользоваться возможностями подготовки или визуализации данных, или другими общими сильными сторонами ABI.

Что касается рейтинга, то здесь не произошло особых изменений по сравнению с прошлым годом. Microsoft снова доминирует в сегменте ABI со своим суперпопулярным предложением Power BI. Gartner утверждает, что «функциональность выше среднего и амбициозный план развития продукта» способствуют «массовому росту» Power BI (хотя «значительное снижение цены» продукту, вероятно, не помешает). Интеграция с Microsoft 365, Teams и Synapse также является его сильной стороной. К недостаткам относятся управление, ограниченно открытая безголовая архитектура и отсутсвие вариантов развертывания (Azure — единственный вариант).

Tableau, принадлежащая Salesforce, заняла второе место в квадранте «Лидеры». В качестве основных преимуществ компании Gartner назвала ее «широкое сообщество разработчиков визуальной аналитики», а также агностицизм по отношению к облакам и хранилищам данных. Среди предостережений — замедление темпов роста, фокус на интеграции с Salesforce и переход компании на преимущественно облачную или только облачную модель предоставления услуг.

Qlik является третьим и последним членом квадранта лидеров. Gartner отмечает комплексные возможности Qlik в области данных и аналитики, подход no-code к интеграции с бизнес-процессами, гибкую модель развертывания, поддерживающую облачные и локальные решения, а также партнерские отношения с тремя основными облаками, Databricks и Snowflake. Однако, по мнению аналитиков, такой агностицизм вредит Qlik, поскольку не позволяет поставщику создать окружающую экосистему данных или приложений, что дает конкурентное преимущество «мегавендорам облаков и бизнес-приложений».

В квадранте «Претенденты» наблюдается много событий. В прошлогоднем квадранте в этой категории было только два поставщика — Domo и Google (т. е. Looker). В этом году к ним присоединились три новых — AWS (с QuickSight), Microstrategy и Alibaba Cloud, — которые перешли из квадранта нишевых игроков благодаря улучшенным возможностям исполнения.

В этом году в квадранте «Провидцы» мы видим много старых участников. IBM, Oracle, SAP, SAS, Sisense, Tellius, TIBCO Software и ThoughtSpot повторно появились в этом году, а Pyramid Analytics перешла в этот квадрант из квадранта «Нишевые игроки».

Между тем, квадрант «Нишевые игроки» оказался довольно пустым: здесь расположились только GoodData, Incorta и Zoho. Incorta и Zoho — постоянные участники, а специалист по встроенной аналитике GoodData — новичок в квадранте.