Повышение уровня эмоционального интеллекта поможет вам стать более эффективным и уважаемым руководителем. Для этого достаточно овладеть несколькими ключевыми качествами, считают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.

Эмоциональный интеллект — это способность использовать, понимать и управлять эмоциями в позитивном ключе для эффективного общения, сопереживания коллегам, преодоления трудностей и разрешения конфликтов. Эмоциональный интеллект может помочь любому ИТ-руководителю работать более продуктивно и эффективно, хотя лишь немногие действительно понимают, как его использовать.

Эмоциональный интеллект является ключевым компонентом в управлении межличностными отношениями и создании команды в стиле «лидерство как служение», считает Барри Шурки, CIO консалтинговой компании NTT Data Services: «По сути, это суперспособность, позволяющая руководителям всех уровней не только понимать и чувствовать свою команду и организацию, но и наглядно демонстрировать, куда они движутся».

По словам Криса Дадена, технического директора компании Criteria, предоставляющей услуги по тестированию при приеме на работу, в сфере технологий эмоциональный интеллект означает способность определить, какое технологическое решение является наиболее подходящим не только с чисто технической точки зрения, но и с учетом того, как оно будет воспринято, понято и использовано людьми, на которых оно оказывает влияние. «Это касается как конечных пользователей технологии, так и членов команды, участвовавшей в ее создании», — поясняет он.

Эмоциональный интеллект в действии

Эмоциональный интеллект играет важную роль в создании атмосферы успеха в коллективе. «Развивая свои навыки самоанализа, саморегуляции, социальной осведомленности и управления взаимоотношениями, лидеры могут направлять свои команды, вдохновлять их и объединять таким образом, чтобы способствовать эффективному общению и крепкому сотрудничеству», — говорит Шурки. И добавляет, что наличие сильного эмоционального интеллекта также помогает ИТ-лидерам обеспечивать более качественный опыт сотрудников и клиентов.

По словам Дадена, с помощью эмоционального интеллекта ИТ-лидеры могут не только предоставлять превосходные технические решения, но и создавать здоровую и продуктивную рабочую среду, способствующую сотрудничеству, адаптации и устойчивости. «При этом они уделяют первостепенное внимание пониманию человеческого фактора и нюансов, которые имеют решающее значение для эффективного применения технологий в реальных условиях», — отмечает он.

В области ИТ часто ставятся новые цели и меняются старые. По словам Бена Аскина, CIO софтверной компании Vertex, необходимо, чтобы вся команда имела четкие и разумные ожидания от продвижения вперед. «Как руководитель, четко сформулируйте требования и ожидания, будьте непоколебимы в отношении обязательств, но при этом прагматичны в отношении изменений и поворотов, которые положительно влияют на результат, — советует он. — Это отчасти искусство, отчасти наука. Баланс между тем и другим — вот где достигаются наилучшие результаты».

Эффективное использование эмоционального интеллекта требует искренности, считает Шурки: «Это не то, что можно включить и выключить, иначе члены вашей команды вас не поймут. Понимание и применение эмоционального интеллекта способствует повышению лояльности и доверия в организации, а также увеличению индивидуальной продуктивности».

Для успешного выполнения сложных ИТ-задач требуются не только талант и специальные навыки. «Важно понимать человеческий фактор, — говорит Даден. — Борьба со стрессом сотрудников, четкое общение, рассмотрение проблем каждого сотрудника — все это важно при руководстве командой».

Воспитание лидерских качеств

Ключевым моментом в развитии эффективного лидерства является умение приспосабливаться к изменяющимся условиям и ситуациям, а также благосклонно воспринимать конструктивную критику. «Замечания, которые я получаю от других людей во время оценки моей работы, являются для меня наиболее полезным элементом, — говорит Шурки. — Я хочу понимать, в каких областях я могу совершенствоваться». По его словам, чтобы стать способным лидером-служителем, «очень важно иметь сильное желание повышать и постоянно развивать свой эмоциональный интеллект и иметь план его развития».

ИТ-руководителям стоит спросить себя, насколько часто они активно слушают членов своей команды. «Вы должны не просто выслушать произносимые слова, а увидеть потребности, о которых говорят, болевые точки и понять мелкие детали», — утверждает Аскин.

По его словам, к другим характеристикам эмоционально интеллектуального ИТ-лидера относятся гибкость, эмпатия, креативность, самоанализ и стремление к постоянному самосовершенствованию. «Интересно, что эти качества присущи и спортсменам мирового класса», — отмечает он.

Лидерский актив

Обладание сильным эмоциональным интеллектом — это мощный лидерский актив. «Если последовательно и искренне использовать эту суперспособность, она может стать катализатором мотивации и вдохновения, помогая вашей команде быстро и эффективно достигать поставленных целей», — говорит Шурки.

Хотя мир ИТ может казаться простым и понятным, члены команды все равно нуждаются в руководителе, способном мотивировать их, выслушать их проблемы, проявить сочувствие и взять на себя ответственность, особенно в ситуациях повышенного стресса, говорит Даден.

Однако следует помнить, что, как и с любым другим инструментом, чрезмерное или несбалансированное внимание к эмоциональному интеллекту может привести к непредвиденным последствиям, таким как чрезмерный акцент на консенсусе, манипулирование, медленное принятие решений или замена принятия решений на основе данных, предостерегает Даден. «По сути, это мощный инструмент в арсенале руководителя, и его нужно использовать разумно и в балансе с другими лидерскими качествами и деловыми соображениями».