Облачные технологии обеспечивают рост компаний. Однако по мере расширения их использования компании рискуют потерять контроль над расходами, безопасностью и управлением. Анант Адья, исполнительный вице-президент Infosys Cobalt, приводит на портале InformationWeek способы решения этой проблемы.

На бумаге предприятия демонстрируют признаки облачной зрелости. Они считают, что облако — это двигатель роста и трансформации, и вкладывают в него весьма значительные средства. Однако исследование Infosys «Cloud Radar 2023» показывает более печальную реальность: невыполненные обязательства по облачным технологиям и проблемы с безопасностью и управлением.

В результате организации теряют деньги и ухудшают свои переговорные позиции, а также сталкиваются с невидимыми угрозами безопасности и проблемами управления. Некоторые из этих проблем являются болезненными: с ростом внедрения облака, которое в первые годы своего существования представляло собой единое и аккуратное решение, оно превратилось в сложную, а порой и громоздкую систему. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо срочно выработать новый подход, позволяющий поддерживать рост облачных технологий и сохранять их ценность для бизнеса.

Мы считаем, что этот подход должен включать три этапа:

Освоение мониторинга и прогнозирования

Изменение потребительских предпочтений, новая конкуренция, изменения норм регулирования, эволюция источников ценности, новые технологии и инновации, непредвиденные риски или переориентация бизнес-целей — современные предприятия живут в условиях постоянных изменений. Естественно, это касается и их облачных программ.

По мере того как внедрение облачных технологий развивается и растет в соответствии с контекстом предприятия, возникают проблемы управления затратами, риски кибербезопасности и сложности управления. По данным исследования «Cloud Radar 2023», число респондентов, использующих трех или четырех провайдеров, увеличилось на 75% по сравнению с исследованием 2021 г. Более половины из 2500+ респондентов признались, что испытывают трудности с контролем расходов в такой среде. Пожалуй, самым тревожным моментом является то, что более 40% участников опроса заявили о слабой политике управления облачными средами в своих организациях.

Быстрый рост, конечно, является одним из факторов, но, как ни парадоксально, «преимущества» облака иногда могут быть частью проблемы. Например, подписка на облачные услуги позволяет предоставлять бизнесу инфраструктуру по требованию, независимо от ИТ-поддержки. Однако без четкого определения того, кто и с какой целью может приобретать, развертывать и защищать облако, такое удобство может привести к самым разным проблемам — от лишних затрат, эксплуатации уязвимостей безопасности и неправильного предоставления ресурсов до избыточных или непоследовательных отношений с поставщиками и кошмара управления в целом.

Наличие таких «ограждений» позволит предприятиям принимать более взвешенные решения в отношении облачных вычислений и иметь преимущество или, по крайней мере, равные возможности в переговорах по облачным контрактам. Замечено, что на этапе согласования контракта организации-клиенты имеют больше рычагов влияния, но в процессе перезаключения договора власть переходит в руки действующих провайдеров.

Тем не менее, эффективное управление облачными технологиями — это постоянная работа. И дело не только в том, что облачные провайдеры часто меняют свои модели, но и в том, что предприятия, внедряя такие технологии, как генеративный искусственный интеллект и Интернет вещей, увеличивают размер, стоимость и сложность облака. Важно, чтобы технологическое и бизнес-руководство совместно отслеживало текущую ситуацию с облаками и прогнозировало будущие сценарии. Ключевым моментом в освоении мониторинга и прогнозирования являются «защитные ограждения» при управлении облаком и его стоимостью.

Внедрение бизнес-обоснования

Несмотря на то, что большинство предприятий уже оставили позади концепцию «облако — для экономии и эффективности», многие из них не переориентировали политики управления на свою текущую ситуацию с облачными технологиями. В исследовании подчеркивается, что лишь 21% респондентов добавляют облачные ресурсы на основе утвержденного бизнес-обоснования, и столь же мизерные 24% утверждают, что всегда связывают развертывание облака с соответствующим бизнес-подразделением.

Трудно представить, что организация сможет правильно определить количественные или качественные характеристики окупаемости облака, не имея четкого бизнес-обоснования и понимания владения им. В условиях бурного роста, в котором находятся облака, подобная нечеткость управления может привести к непропорциональному увеличению рисков.

Эффективное управление необходимо, но оно не может осуществляться за счет скорости и гибкости — фундаментальных предпосылок облачных вычислений. Управление, которое, как уже говорилось, во многих организациях все еще остается в эре бумажной работы и процедур, должно быть приведено в соответствие с современными требованиями. Для этого разрозненность ИТ- и бизнес-структур должна уступить место прозрачным, гибким и партнерским отношениям, в которых обе стороны разделяют ответственность за оценку, мониторинг и отчетность по ценности облака для бизнеса. Один из участников опроса кратко сформулировал эту мысль, указав, что переход на облачные технологии должен быть согласован с бизнес-стратегией, поскольку речь идет о серьезных инвестициях. Кроме того, решение по переходу организации на облачные технологии должно быть коллективным и одобрено CIO, финансовым директором и директором по продуктам.

Переход на ценностно-ориентированную облачную операционную модель

Достижение гибкого взаимодействия между бизнесом и ИТ-службой — это тяжелый труд, и, конечно, для этого требуется нечто большее, чем редкое общение и нестабильная связь между ними. Предприятиям, возможно, придется обновить свои операционные модели, чтобы команды могли отслеживать потоки ценностей, обеспечивать согласованность и мобилизоваться для достижения четких целей.

Успешные предприятия внедряют операционную модель облачных вычислений, ориентированную на ценности, и организуют свои облачные команды на основе потоков ценностей для клиентов. Эта модель имеет шесть отличительных принципов:

  • Ориентация на ценность. Разработка облачных продуктов и услуг для обеспечения ощутимой ценности для бизнеса, такой как рост доходов, снижение затрат, масштабируемость и удовлетворенность клиентов.
  • Ориентация на клиента. Мышление, ориентированное на клиента, чтобы понять и удовлетворить его ожидания. Использование отзывов и данных клиентов при разработке новых продуктов.
  • Разнообразие методов работы. Поощрение межфункционального взаимодействия с помощью методологий Agile и DevOps и обеспечение прозрачности владения облаком.
  • Согласование стратегии. Четкие видение, цели и направления развития каждого продукта, а также увязка стратегии развития продукта с общей стратегией бизнеса.
  • Инженерное мышление. Изучение возможностей максимальной автоматизации облачных сервисов, продуктов и их доставки.
  • Инновации. Инновации и дифференциация решений в облаке, чтобы не отставать от отраслевых тенденций и требований рынка.

Применяя эту модель, организации могут выступать в роли внутренних гиперскейлеров, предоставляющих пользователям большую бизнес-ценность.

Резюме

Предприятия в полной мере оценили преимущества облачных вычислений, считая их не просто средством повышения эффективности, а движущей силой роста и трансформации. Однако эта зрелость характеризуется «муками роста» — борьбой с управлением расходами, безопасностью и администрированием расширяющегося облачного ландшафта. По мере того как облако вступает в новую эру, предприятиям необходимо менять свой подход к облачным технологиям. Для того чтобы рост облачных вычислений сопровождался увеличением получаемой бизнесом ценности, необходимо сосредоточиться на освоении мониторинга и прогнозирования, внедрении бизнес-обоснования и принятии операционной модели облачных вычислений, ориентированной на ценность.