Возможно, мы никогда не увидим времени, когда не будут существовать изолированные «бункеры» данных, что, возможно, не так уж и плохо, пишет на портале InformationWeek президент консалтинговой компании Transworld Data Мэри Шеклет.

Разрушение информационных «бункеров» и предоставление единого набора унифицированных и согласованных данных уже не первый год занимает внимание руководителей предприятий. Такие данные имеют решающее значение для принятия бизнес-решений, аналитики и стратегий искусственного интеллекта. Тем не менее разрозненные системы данных продолжают существовать, и в большинстве компаний практически нет признаков того, что эти «бункеры» близки к исчезновению.

Почему? Объединение всех хранилищ данных в единое, унифицированное хранилище данных требует много времени и средств.

Использование MDM для уничтожения «бункеров»

Основным средством унификации данных и приведения всех хранилищ данных к единому управлению является ПО для управления мастер-данными (MDM). MDM позволяет создавать «золотые записи», которые представляют собой «единую версию истины».

Чтобы попасть в хранилище MDM, каждый элемент данных должен быть тщательно подготовлен. Это означает, что необходимо устранить несогласованность данных, множественность имен элементов данных, неполноту данных и нежелательные данные. Существуют средства подготовки данных и технологии автоматизации, которые могут помочь в этом процессе подготовки данных. Однако во многих случаях «чистить» данные приходится конечным пользователям и ИТ-специалистам. Это утомительно и отнимает много времени. Когда высшее руководство смотрит на этот процесс, оно видит, что время и деньги сотрудников тратятся на проект по созданию инфраструктуры данных, который не приносит компании денег. Кроме того, после внедрения MDM предприятиям приходится платить за MDM-лицензии от 3,25 до 9 долл. на одно устройство в месяц. Если на предприятии имеется 10 000 различных устройств, использующих MDM, то ежемесячный счет может достигать 90 000 долл.

Кто применяет MDM? Это крупные предприятия, у которых принятие ошибочных бизнес-решений связано с сильной болью и рисками. Они являются основными пользователями и просто не могут позволить себе работать без инвестиций в MDM. Они хотят унифицировать свои данные и сделать один и тот же набор последовательных и высококачественных данных доступным для всех и каждого в рамках организации.

Из-за времени, затрат и усилий, необходимых для создания MDM, малые и средние компании, а также крупные предприятия, которые не достигли непреодолимых болевых точек, связанных с разрозненностью данных, предпочитают обходиться без MDM.

Разрушение «бункеров» без MDM

Альтернативным MDM подходом к устранению «бункеров» является заключение договора с поставщиком, который может предложить комплексную систему для всех (или, по крайней мере, большинства) операций компании.

Системы планирования ресурсов предприятия (ERP) — это наиболее очевидный путь к унификации данных в масштабах предприятия; вторым, но более ограниченным вариантом является управление взаимоотношениями с клиентами (CRM).

Вот как работают эти системы.

Вы — предприятие среднего размера, и у вас есть поставщик финансового ПО, которое поддерживает кредиторскую и дебиторскую задолженность, главную книгу, управление рисками, управление затратами, бюджетирование, отчетность и другие финансовые системы. В производственной сфере используется ПО, поддерживающее планирование потребности в материалах (MRP), генеральное планирования, управления рабочими процессами и т. д. Инженерная служба имеет собственные системы автоматизированного проектирования (CAD) и разработки изделий. Закупки, сбыт, маркетинг, кадры — у всех свои системы.

Каждая из этих функциональных программных экосистем работает независимо друг от друга, в результате чего в компании образуется множество «бункеров» данных. Между системами существует обмен данными, но во многих случаях ПО не очень хорошо интегрируется само по себе, поэтому ИТ-службам приходится разрабатывать специальные системные интерфейсы. Компания сталкивается с тем, что ей приходится работать с изолированными и противоречивыми данными.

Чтобы решить эту проблему, компания решает установить общекорпоративную ERP-систему, включающую в себя ПО для всех основных функций компании, таких как финансы, производство, закупки, инжиниринг. Загвоздка в том, что ERP-система может не включать в себя такие функции, как продажи, маркетинг и поддержка клиентов. Однако для создания 360-градусного представления о клиенте с точки зрения продаж, маркетинга и обслуживания/поддержки можно использовать CRM-систему.

Поэтапно, от отдела к отделу, компания методично переходит от множества различных систем и «бункеров» данных к более унифицированным системам, в которых все будут видеть и использовать одни и те же данные.

Адаптивный подход

В последнее десятилетие ИТ-службы настойчиво призывают к устранению изолированности данных и приведению всех данных к единой версии истины, чтобы устранить путаницу между подразделениями и задержки в принятии решений.

Но насколько это реалистично? Существуют корпоративные системы, которые целесообразно сохранить в автономном режиме. Примером может служить юридическая система компании, или работа над будущим продуктом, или группа интеллектуальной собственности.

В других случаях просто не существует достаточно веских причин, которые могли бы оправдать затраты времени, сил и средств на разрушение изолированности данных. Примером может служить небольшая компания, которой не требуется комплексное ERP-решение.

Или компания может решить, что ей необходимо ликвидировать не все, а только некоторые «бункеры» данных. В качестве примера можно привести компанию, которая испытывает настолько сильную боль от неспособности интегрировать информацию о клиентах, что теряет клиентов. В этом случае она, скорее всего, обратится к CRM-системе, которая позволит объединить всю информацию о каждом клиенте, полученную от отделов продаж, обслуживания и маркетинга. Это позволит унифицировать данные и сделать их доступными для сотрудников, взаимодействующих с клиентами.

В итоге многие компании не могут полностью избавиться от «бункеров» данных, но и игнорировать эти анклавы тоже нельзя.

Для CIO, на которых возложена ответственность за управление данными, разумным будет следующий подход:

  1. Определить те области в компании, где боль и риск для бизнеса от изолированности данных настолько велики, что ее необходимо устранить.
  2. Определить те области в компании, где данные могут и даже должны быть изолированы.
  3. Убедиться в том, что ведется точный подсчет количества «бункеров» данных и тех, кто их использует.