НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-менеджмент:
Облака: вчера, сегодня, завтра
GoCloud 2024, конференция крупнейшего российского облачного провайдера Cloud.ru, привлекла внимание многих участников …
Корпоративная мобильность: тренды, подходы, реализация
Возможность мобильной работы с документами удобна для сотрудников, но также экономически выгодна компании …
«Нейронные сети и машинное обучение приведут к ускорению развития»: ведущий IT-эксперт Аралтан Горяев оценивает будущее индустрии
Недавно в Дубае на Всемирном правительственном саммите один из крупнейших предпринимателей заявил …
Почему разработчики выбирают Flutter: опыт Кирилла Адещенко
Руководитель мобильной разработки крупного банка о своих методиках на основе популярного кроссплатформенного …
МТС запустил сервис для работы с документами SmartDocs
ПАО «МТС» цифровая экосистема, объявила о запуске сервиса SmartDocs. Новое решение повысит эффективность …
 

Екатерина Дегтярь: «В работе важно расставить приоритеты»

Юрий Николаев | 28.08.2023
Увеличить

Екатерина Дегтярь

Руководитель IT-проектов Сбера и владелица собственной компании о том, как в рекордные сроки реализовать крупные проекты для большой корпорации и масштабировать собственные разработки.

В 2023 году российские компании по рекомендации Роскомнадзора начали отказываться от использования зарубежных мессенджеров в работе. В условиях необходимости замены иностранных сервисов рынок начал меняться, открыв дорогу отечественным разработкам. Многие корпорации занялись созданием собственных продуктов для внутреннего пользования. Одним из первых стал «Сбер», где новый корпоративный мессенджер «СберЧат» удалось запустить в рекордно короткие сроки. Разработкой проекта занималась команда специалистов под руководством Екатерины Дегтярь. В портфолио руководителя IT-направления крупнейшей корпорации России — ряд успешных IT-кейсов, в том числе в самом «Сбере», а также в производственных компаниях и госструктурах. Есть собственные разработки, которые легли в основу стартапа. Что помогает реализовать значимые для крупного бизнеса инициативы в короткие сроки, и как совмещать работу в корпорации с собственным бизнесом без конфликта интересов — в интервью с Екатериной Дегтярь.

Екатерина, сейчас вы руководитель IT-проектов в крупнейшей корпорации России «Сбер», разработчик и член престижных ассоциаций управления проектами. А как вы начинали свой путь в этой сфере?

Я окончила Тамбовский государственный технический университет по специальности «Информатик-экономист» и после, в 2011 году, начала работать в Москве в ING Bank Eurasia на позиции системного инженера, занимаясь техподдержкой работы дата-центра и изучая специфику банковских IT-систем. Это был важный опыт для меня, как для молодого специалиста. Спустя год я в качестве технического специалиста начала заниматься масштабным проектом по замене нелицензионного ПО на лицензионное в компании Russ Outdoor. Это был довольно сложный проект: перевести на другое ПО предстояло тысячи компьютеров по всей России. При этом нужно было учитывать график работы сотрудников, чтобы не прерывать работу компании, сканировать компьютеры, искать нужный софт и заменять его на лицензионный. Но сложности дали хороший опыт, как организовать такую работу в рамках крупного бизнеса. Я поняла, что хочу руководить IT-проектами.

И вот вы успешно руководите сложными IT-проектами, в которых задействованы тысячи человек, и организовать работу с ними — тоже ваша задача. Помните свой первый такой опыт? Что было сложнее: технические моменты или работа с людьми?

Первый подобный крупный проект в качестве руководителя у меня был в компании SVEZA, одного из лидеров на рынке производства фанеры. Я занялась там внедрением системы электронного документооборота. Процесс проходил не только в главных офисах, но и на девяти заводах компании. Общее количество пользователей составило около 5 тысяч человек. Процесс внедрения занял более года, учитывая масштаб организации. Поэтапно мы с командой сделали анализ и описание бизнес-процессов компании, также нужно было провести обучение персонала и сопровождать их на первых порах.

Сложность в технических вопросах — это одно, а вот когда речь идет о людях — тут тоже есть тонкие моменты. Порой введение новшеств в компаниях сталкивается с сопротивлением среди сотрудников, которые привыкли работать в ином формате и воспринимают изменения «в штыки». Не все сразу приняли переход на электронный документооборот, и в этой ситуации нужно было разговаривать с людьми, чтобы объяснить все преимущества прогресса, успокоить их. Иногда трудно сказать, что сложнее, но это тоже был важный опыт, который дал возможность двигаться дальше.

В «Сбере» вы реализовали уже несколько крупных проектов. Один из них позволил корпорации существенно упростить бизнес-процессы, связанные с огромным объемом данных. Расскажите о нем и какие задачи вам как руководителю ставила компания?

Чтобы развивать экосистему банка, требовалось улучшить управление данными, сделать их доступными для большого числа сотрудников и дать удобный способ работы с информацией. Целью проекта было сократить служебные операции для доступа к данным и изучения их структуры. Объем данных превышал 100 Петабайт, для доступа мы с командой создали «единое окно». Так была внедрена система «Ядро» — фундамент, на котором строится работа системы «Супермаркет данных».

В этом проекте я руководила созданием самого «Ядра», признаюсь, это довольно амбициозный проект. В зону моей ответственности входила организация и координация деятельности команды, а также обеспечение контроля над рисками. Сроки были небольшие, а задача огромна — всего за 3 месяца нужно было вывести первую рабочую версию платформы. Кроме того, нужно было наладить взаимодействие с другими подразделениями и службами банка, чтобы решить ряд вопросов: предоставления доступа к данным, интеграции разных информационных систем и безопасности. Самой сложной частью была координация работы программистов и тестировщиков в условиях жестких дедлайнов. В итоге, все удалось успешно завершить.

Ваши управленческие решения и методы также позволили оперативно разработать защищенный корпоративный мессенджер «СберЧат», заменивший сразу ряд зарубежных систем взаимодействия сотрудников банка — очень важный в новых условиях продукт. Как вы строили работу над ним?

В рамках стратегии импортозамещения «СберЧат» должен был стать эффективной заменой таких продуктов как Skype for Business и других. Поскольку для любой компании важно, чтобы внутри взаимодействие и обмен данными строились оперативно, нужно было создать собственное масштабируемое решение с полным контролем разработки.

Это был настоящий вызов. Дело в том, что изначально в планах было реализовать проект за 1,5 года, но руководство поставило задачу уложиться всего в полгода. «СберЧат» разрабатывался на базе платформы Dialog. Я создала четкий поэтапный план работ. Для начала нужно было выявить, какие интеграции потребуются, учесть юридические аспекты и проработать вопросы безопасности. Одновременно разные специалисты выполняли каждый свою работу, на мне были организационные задачи — тщательный контроль сроков и оперативное решение возникающих проблем.

Благодаря слаженной работе команды мы уложились в сроки и «СберЧат» был успешно интегрирован в Экосистему «Сбера», упростив коммуникацию между всеми отделами и дочерними предприятиями банка. «СберЧат» позволил многократно повысить оперативность взаимодействия между компаниями Экосистемы, у сотрудников банка и его дочерних компаний появилась возможность быстро обмениваться сообщениями, документами, медиафайлами, создавать каналы коммуникации и так далее.

Вы упомянули платформу Dialog, к разработке которой имеете непосредственное отношение. Что это за продукт?

Я являюсь соавтором программного обеспечения Dialog Enterprise, это корпоративный мессенджер для B2B рынка, который лежит на «полке» продуктов Сбербанка. В нем есть все необходимые функции для управления корпоративными коммуникациями.

У мессенджера Dialog Enterprise множество функций — он поддерживает корпоративные чаты, позволяет обмениваться файлами, вести созвоны, может преобразовывать голосовые сообщения в текстовые и наоборот. К тому же, доступен на всех востребованных операционных системах и может работать через интернет-браузер. Проработаны все вопросы безопасности, есть интеграция с антивирусами и системами контроля утечек информации, что создает преимущества продукта перед публичными мессенджерами.

Вместе с корпоративной работой вы стали автором собственных IT-решений, получили патенты на разработки и запустили свой стартап. Как удается совмещать работу в банке и в собственной компании, нет ли в этом конфликта интересов?

Работа над банковскими продуктами интересна, в первую очередь, масштабами и уровнем решаемых задач. Но, в то же время, у меня всегда возникали идеи, на которых хотелось построить свой стартап. Поэтому и открыла собственную компанию «Кейтрикс». Это очень интересный и увлекательный процесс. Ты создаешь продукт на основе идеи, запускаешь, тестируешь, получаешь фидбек от пользователей, появляются первые клиенты. Пробовала запуск самых разных проектов, от доски объявлений для бизнеса до сайта знакомств. Что-то взлетело, а что-то нет.

По большей части сейчас мы делаем вебсайты, мобильные приложения и другое ПО на заказ, в том числе для госучреждений в сфере культуры, медицины, архивов, а над подготовкой собственного продукта работаем в свободное время. В 2024 году планируем выпустить на рынок платформу My Quality Control — это сервис по контролю качества услуг для всех видов бизнесов и государственных учреждений. Работа над кодом практически завершена, и он уже запатентован.

Конфликта корпоративных и личных интересов в моей ситуации никогда не было. Вести свой бизнес помогает отличная команда, которая может самостоятельно работать неделями, получив от меня задачи заранее. Административными вопросами занимается специальный человек, а рабочие и технические моменты мы обсуждаем и решаем в выходные дни. На мою основную работу это никак не влияет, и, находясь на рабочем месте в банке я принципиально никогда не занималась сторонними вопросами.

В вашей практике есть опыт создания IT-проектов для правоохранительных органов, за который вы получили персональную благодарность от МВД. Расскажите об этом проекте. Какие отметили особенности в реализации проектов для госструктур?

Это был проект внедрения сервисов Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в Северном административном округе Москвы. Опыт этой работы я запомню надолго (смеется). Производить внедрение на уровне целого округа мегаполиса — это колоссальная ответственность. Да, были некоторые моменты временами было сложно, но все-таки удалось сделать хорошо работу, за что я получила официальную благодарность от подполковника внутренней службы Рената Жамалетдинов.

Госструктуры действительно особая сфера: там своя специфика и огромная ответственность, ведь речь идет о безопасности страны. Здесь повышенные требования к информационной безопасности, а также наличие бюрократических процедур. При работе с МВД приходилось на постоянной основе согласовывать множество организационных вопросов, прежде чем приступать к технической реализации. Здесь очень важно уметь выстраивать эффективное взаимодействие с представителями госорганов, обладать терпением и дипломатическими навыками. Что касается самого управления IT-проектами и командами разработчиков, тут принципы те же, что и в бизнес-сфере.

Успешная реализация сложных проектов под вашим управлением получила высокую оценку профессионального сообщества — вас пригласили в ассоциацию управления проектами СОВНЕТ, которая официально представляет Россию в аналогичном международном объединении в Швейцарии. Поделитесь лайфхаком, как начинать новые сложные проекты и доводить их до блестящего результата?

Добиться успехов помогает знание определенных методик управления проектами, решительность, уверенность в достижимости результата, и, конечно, опыт. Важно расставить приоритеты, четко планировать и управлять разными аспектами проекта. Разумеется, при этом нужно эффективно взаимодействовать с командой и подразделениями. Ну и умение сохранять спокойствие и работать в условиях неопределенности: наши проекты часто идут в режиме жестких дедлайнов и постоянных изменений. Большое значение также имеет внимательность к деталям и понимание технической составляющей. В IT важна каждая мелочь. И помните, нет невыполнимых задач — есть только вопросы, на которые нужно найти верный ответ. Не стоит бояться, надо идти вперед и добиваться целей.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
19 марта (вторник), 11:00 — 14 мая 2024 г. (вторник), 21:00, онлайн
Как упростить интеллектуальную автоматизацию на предприятиях любого размера
Интеллектуальная автоматизация (ИА) обладает значительным потенциалом, но ее внедрение сопряжено …
Использование публичных облаков: как сохранить инфраструктуру независимой
В мире бизнеса разворачиваются нешуточные дебаты: стороны делятся на тех, кто за использование всех …
CIO: ИИ в приоритете, но организации не готовы к его масштабированию
Третий ежегодный глобальный отчет Lenovo «Global CIO Survey» показывает, что искусственный интеллект является самым …
Почему так сложно определить лучшую стратегию внедрения ИИ
Учитывая, что процент неудач ИИ-проектов, по историческим данным, составляет около 85%, есть все основания …
Рекомендации по поиску специалистов и руководителей цифровой трансформации
Поиск адекватного руководителя (Chief Digital Transformation Officer, CDTO) или специалиста по цифровой …