Ник Пиетт, директор по маркетингу продуктов компании Celigo, рассказывает на портале ITPro Today о трех способах, с помощью которых ИТ-отделы могут превратить теневых ИТ-пользователей из недисциплинированных внедренцев в стратегических бизнес-лидеров.

Современные сотрудники, ориентированные на данные, жаждут результатов и поэтому спешат прибегнуть к менее традиционным методам их достижения. За последние несколько десятилетий сформировалась современная цифровая рабочая сила, обладающая техническими навыками и умением находить инновационные решения для своих самых серьезных проблем — с одобрения или без надзора ИТ-отдела. Внедрение теневых ИТ, или несанкционированных приложений или инструментов, продолжает ускоряться, поскольку сотрудники пытаются получить доступ и проанализировать данные из сотен облачных приложений для эффективного достижения целей.

В условиях растущих угроз кибербезопасности руководители служб данных традиционно ограничивают использование несанкционированных инструментов, чтобы не допустить потенциальных уязвимостей в существующих корпоративных системах. Не говоря уже о том, что в условиях высокой текучести кадров предприятия рискуют потерять критически важные знания в условиях, когда теневые ИТ-пользователи проникают в компании и покидают ее. Однако, учитывая повсеместную децентрализацию ИТ-руководства и ограниченное руководство интеграцией, это не мешает недостаточно контролируемым командам самостоятельно находить инновационные способы обхода громоздких инструментов совместной работы и эффективно использовать данные. И несмотря на все усилия руководителей остановить этот процесс, похоже, что теневые ИТ останутся. По данным исследования Gartner, на теневые ИТ приходится 30-40% всех ИТ-расходов в крупных компаниях.

Учитывая все эти теневые расходы, у недисциплинированных сотрудников появляется стимул искать способы самостоятельной интеграции этих решений. Дальновидные организации понимают, что теневые ИТ не исчезнут в ближайшее время, и используют импульс теневых ИТ для создания более эффективных стратегий интеграции и культуры данных. Мы рассмотрим три способа, с помощью которых ИТ-отделы могут превратить теневых ИТ-пользователей из недисциплинированных внедренцев в стратегических бизнес-лидеров.

Проведите инвентаризацию новой цифровой рабочей силы

Смешение поколений в сегодняшней рабочей силе привело к появлению двух типов сотрудников — «цифровых аборигенов», которые выросли вместе с технологиями и обладают широким спектром навыков, и «цифровых иммигрантов», которые достигли совершеннолетия раньше, чем технологии.

В условиях, когда бизнес и индустрия страдают от нехватки ИТ-кадров, использование навыков «цифровых аборигенов» может помочь компаниям реализовать стратегии интеграции и повысить производительность. Нетехнические специалисты, которых часто называют бизнес-технологами, могут помочь компаниям несколькими конкретными способами.

Создайте культуру, ориентированную на интеграцию

Организациям следует понять некоторые глубинные причины, по которым многие сотрудники предпочитают использовать несанкционированные ИТ-ресурсы. Многие квалифицированные нетехнические сотрудники применяют теневые ИТ как способ более эффективно находить обходные пути для решения общих проблем интеграции данных и добиваться успеха в бизнесе. По мере расширения организаций разрыв между техническими и нетехническими работниками будет расти, если организации не будут стремиться к объединению обеих команд для достижения общих целей. Изоляция данных создает барьеры, которые могут снизить эффективность сотрудничества, инноваций и прогресса. Организациям следует использовать стратегию интеграции для объединения технических и нетехнических сотрудников и формирования целостной, ориентированной на интеграцию культуры компании.

Современный подход к интеграции важнейших процессов работы с данными

Многие организации опираются на множество источников данных и приложений, которые должны работать слаженно. Однако по мере роста организации возрастает вероятность появления неточных данных и увеличения затрат на ведение бизнеса. По данным Gartner, некачественные данные обходятся США в 3 трлн. долл. в год. В ответ на разрозненность данных и проблемы с доступом к корпоративным данным и их использованием для принятия бизнес-решений многие квалифицированные сотрудники обращаются к теневым ИТ, способным агрегировать данные из разных источников. Организации могут ограничить распространение теневых ИТ, инвестируя в интеграционную платформу как сервис (iPaaS), которая обеспечивает целостную интеграцию данных и приложений, сокращая при этом количество ошибок и затраты. Такие платформы могут повысить скорость и точность принятия бизнес-решений, помогая при этом реализовать более масштабную стратегию интеграции данных.

С внедрением новых инновационных облачных приложений бесчисленные бизнес-процессы оказываются не связанными друг с другом и требуют повторяющихся ручных действий для поддержания работоспособности. Оптимизация бизнес-процессов с помощью автоматизации позволит организациям определить последовательность и улучшить видимость таких видов деятельности, как отслеживание продаж и управление денежными потоками. Организациям следует оценить платформы автоматизации, использующие предварительно созданные потоки, параметры и конфигурации, которые позволяют сотрудникам всей организации получать доступ к данным без изоляции данных и ручных усилий. Кроме того, поскольку технические специалисты становятся все менее доступными, число сотрудников организаций с ограниченным опытом кодирования будет расти. Автоматизация и платформы low-code могут облегчить бремя таких сотрудников, предоставляя упрощенный способ доступа к важным данным, несмотря на отсутствие технических знаний.

По прогнозам Gartner, к 2027 г. доля пользователей теневых ИТ вырастет до 75%, поэтому очевидно, что теневые ИТ никуда не денутся. Однако дальновидным организациям не стоит паниковать. Поскольку технологическая отрасль продолжает ускоренно внедрять облачные приложения, организации, стремящиеся к прорыву, могут опережать события, рассматривая теневые ИТ не как угрозу, а как возможность для совершенствования процессов работы с данными, цифровой стратегии и повышения квалификации сотрудников.