Как CEO руководят своими компаниями в условиях распространения искусственного интеллекта, роста волатильности и усиления рисков? Исследование IDC «2025 CEO Survey» выявило пять технологических приоритетов, определяющих лидерство в мире, основанном на ИИ, пишет в корпоративном блоге Теодора Симан, менеджер IDC по исследованиям, программа
Мы живем и работаем в условиях, когда растущее применение ИИ требует переосмысления методов работы бизнеса, фондовый рынок переживает серьезные колебания, а геополитическая напряженность растет. Сегодня от руководителей ожидают, что они будут действовать быстрее и в то же время принимать более обоснованные решения. Им необходимо нащупать тонкий баланс между лучшими технологиями и лучшими человеческими качествами, чтобы преобразовать свой бизнес в мире ИИ.
Ранее в этом году IDC провела ежегодный опрос руководителей компаний, в котором приняли участие 419 CEO, также было проведено 15 углубленных интервью. Были изучены бизнес-приоритеты, риски, подходы к ИИ, технологические приоритеты и восприятие поставщиков.
Основываясь на исследовании IDC, можно выделить пять основных направлений технологической программы CEO на 2025 г.
1) Развитие бизнеса, основанного на ИИ
В ходе опроса CEO попросили выбрать, на каком слове их компании должны сосредоточиться, чтобы процветать в 2025 г. Этот вопрос служит для определения настроений бизнеса. В этом году слово «Инновация» стало наиболее популярным, что подчеркивает смелое видение CEO, основанное на ценностном предложении технологии ИИ.
Бизнес, основанный на ИИ, строится на базисе цифровой трансформации. Сравнение нынешних и прошлогодних показателей показывает, что руководители компаний продолжают повышать свои ожидания относительно доли доходов, получаемых от цифровых продуктов, услуг и опыта. ИИ может стать ускорителем этой трансформации. Поученные данные показывают, что CEO стремятся использовать ИИ для переосмысления своей деятельности, и более половины из них заявляют, что ИИ даст их организации шанс переосмыслить свою бизнес-модель на горизонте
С чем связан такой оптимизм? Возможно, с тем, что большинство руководителей компаний видят ощутимые выгоды для бизнеса от своих инициатив в области ИИ. Когда их спрашивают, в чем заключаются эти преимущества, на первое место выходит операционная эффективность, за которой следует повышение удовлетворенности клиентов и устойчивости бизнеса.
Поскольку CEO формулируют свой взгляд на технологии через призму бизнес-стратегии, важно отметить, что они считают повышение уровня клиентского опыта своим главным бизнес-приоритетом на 2025 г.
2) Поиск путей роста в условиях неопределенности
Из года в год бизнес-руководителеи сталкиваются с непростой экономической ситуацией. Будь то проблемы с цепочками поставок, инфляционный кризис, а теперь и торговые войны, CEO приходится заниматься снижением рисков экономического давления на свой бизнес.
Из бесед, которые я провела с генеральными директорами, стало очевидно, что они готовы принять вызов — поскольку это заложено не только в описании должностных обязанностей, но и в ДНК лучших лидеров.
Хотя проблемы в разных регионах различаются, руководители компаний по всему миру рассматривают вопрос о том, как инвестиции в технологии могут помочь их организациям получить конкурентное преимущество или, по крайней мере, не отстать от своих коллег.
В этом году ИИ-агенты стали актуальной темой в индустрии высоких технологий и оказались в центре внимания руководителей компаний. Однако это не означает, что CEO передают бразды правления роботам. На самом деле, около половины опрошенных считают, что все решения должны приниматься людьми. Очевидно, что те, кто прибегает к экстремальной стратегии, могут столкнуться с обратными последствиями, а в некоторых случаях уже сталкивались с ними.
Наряду с инвестициями в ИИ-агентов особое внимание уделяется инвестициям в кибербезопасность. Доверие является краеугольным камнем повестки дня генерального директора в этом году, и мы подробнее остановимся на этом позже.
3) Поддержка сильного технологического лидера
Учитывая, что на уровне высшего руководства компаний так много говорят о технологиях, неудивительно, что функция технического руководства развивается. Хотя CIO по-прежнему является наиболее распространенной должностью, в этом году мы также наблюдаем усиление ролей технических директоров (СТО) и директоров по информационной безопасности (CISO).
Структура отчетности также имеет тренд на установление более прямых отношений между CIO и CEO. Вероятно, это побуждает CEO рассматривать роль CIO как более стратегическую. На самом деле, когда руководителей компаний спросили о желаемом состоянии через два года, менее четверти ответили, что хотят, чтобы их CIO в первую очередь сосредоточились на снижении затрат и управлении рисками. Скорее, они должны сосредоточиться на модернизации ИТ для достижения лучших результатов в бизнесе, оркестрации цифровой трансформации для повышения гибкости бизнеса, использовании ИИ для трансформации и создания новых источников дохода и/или поощрении совместной работы над ИИ-инициативами в различных подразделениях.
4) Обеспечение доверия к сотрудникам, технологиям и партнерам
Ранее мы отмечали, что доверие является краеугольным камнем технологической программы CEO на 2025 г. Можно утверждать, что развитие доверия к сотрудникам является основой получения отдачи от инвестиций в ИИ. Мы знаем, что многие работники умственного труда обеспокоены влиянием ИИ на рабочую силу. Сотрудники должны быть вовлечены в переосмысление рабочих процессов с использованием ИИ, их опыт повседневной работы должен цениться, а руководители должны честно говорить о том, на каком этапе развития ИИ находится их организация.
Кроме того, CEO должны сотрудничать со своими техническими руководителями, чтобы обеспечить доверие к технологиям. Крайне важно, чтобы была ясность в отношении того, как определяются результаты, как осуществляется обмен данными, какие могут существовать предубеждения и чем грозит переход на новые технологии по сравнению с сохранением статус-кво.
И, наконец, CEO должны взаимодействовать со всеми высшими руководителями, чтобы гарантировать, что организация развивает доверительные отношения с технологическими партнерами. В опросе этого года руководители компаний выделили практики управления данными и обеспечения безопасности в качестве основных характеристик, которые они ценят в своих технологических партнерствах.
5) Эффективное лидерство в мире ИИ
Помимо технологических, руководители компаний остро нуждаются в совершенствовании навыков, связанных с бизнес-стратегией, операционным совершенством и лидерством в коллективе. Поскольку ИИ играет все более важную роль на работе, лидеры должны проявлять подход, ориентированный на человека.
Чтобы попасть в повестку дня CEO в этом году, ИТ-поставщикам важно:
- Найти связь между ИИ и клиентским опытом (CX). Определите, как и где вы можете повлиять на уровень клиентского опыта. Это не ограничивается обслуживанием клиентов, скорее, выходит за рамки этой функции и распространяется на продажи и маркетинг, а также связано с эффективностью в таких операционных функциях, как финансы, цепочка поставок и т. д.
- Привнести гибкость в свой подход. В условиях непрекращающегося экономического стресса лидеры будут искать партнеров, которые будут действовать быстро и смогут дать рекомендации по поиску путей роста в условиях неопределенности.
- Обеспечить CIO лидирующие позиции. Хотя CIO не всегда может принимать окончательное решение, он все чаще играет роль стратегического консультанта по вопросам трансформации бизнеса. Без его участия бизнесу будет сложно продвигаться вперед.
- Стать надежным партнером. Руководители компаний четко демонстрируют, что стремятся к доверию в своих отношениям с партнерами, ценят наличие у них эффективных методов управления данными и обеспечения безопасности.
- Ориентироваться на человеческий фактор в деловых отношениях. Хотя ИИ способен на многое, для создания глубоких и доверительных связей нужны не просто люди, а люди в центре процессов.