После ухода западных вендоров корпоративного ПО освободившиеся ниши начали активно осваивать российские разработчики. В результате в некоторых сегментах рынка появилось большое количество конкурирующих отечественных ИТ-продуктов. Многообразие предложения зачастую вызывает у заказчиков трудности выбора. Не всегда ясно, какое ПО вендор намерен в будущем развивать системно, а какое вывел на рынок, чтобы прощупать нишу, проверить гипотезы и оценить перспективы.

Последние пару лет ключевым драйвером развития ИТ-отрасли является импортозамещение, и это напрямую отражается на рынке. Заказчики чаще всего отдают предпочтение российскому оборудованию и программам, а главными критериями отбора ПО служат степень его зрелости, эффективность и возможность реализовать сложные комплексные ИТ-проекты в короткие сроки.

Прозрачная стратегия развития ИТ-продукта

Иногда отечественные вендоры обещают больше усовершенствований в новых версиях ПО, чем в итоге реализуют. За рубежом это называют термином «vaporware» — ИТ-продукт, который не соответствует заявленным характеристикам. Такое не всегда происходит намеренно. Разработчики могут переоценить собственные ресурсы или недооценить ситуацию на динамичном рынке, которая может заставить их мгновенно поменять стратегию развития продуктовой линейки и инструментарий.

Зрелые решения с такими проблемами встречаются гораздо реже. Как правило, они обладают более понятной и предсказуемым подходом к улучшениям, который позволяет своевременно выпускать обновления, оперативно реагируя на запросы заказчиков и актуальные тенденции рынка.

На профильных конференциях вендоры, как правило, с удовольствием рассказывают о стратегиях развития своих ИТ-продуктов. Стоит посещать такие мероприятия, лично общаться с самими разработчиками и их заказчиками, так как все доработки ПО в функционале рождаются из потребностей и болей клиентов.

Подробная документация, обучающие курсы и служба поддержки

На ранних стадиях развития ИТ-продукта, когда идут пилотные внедрения, на вопросы заказчиков зачастую отвечают сами разработчики. Они работают и на первой, и на второй, и на третьей линии поддержки. Однако ПО выходит на новую стадию развития, когда вендор создаёт подробную документацию, обучающие курсы и полноценную службу поддержки.

Во время тестов решения стоит обратить особое внимание на пользовательские инструкции. Информация в документах должна быть актуальной, охватывать весь жизненный цикл ПО — от установки до обновления. Учебные курсы должны демонстрировать реальные кейсы внедрений, а поддержка — справляться с теми трудностями, которые не способны решить инструкции и профессиональное обучение.

Активное сообщество пользователей ПО

По мере того как продукт набирает популярность, вокруг него начинает зарождаться профессиональное сообщество ИТ-экспертов, разработчиков и пользователей.

Для заказчиков такое комьюнити — возможность найти ответы на вопросы о продукте не только среди представителей вендора, но и у других их клиентов. Это особенно ценно, когда нужно найти решение нестандартной ситуации, уточнить особенности работы программного обеспечения, так как документация практически никогда не охватывает всех возникающих нюансов эксплуатации.

Вендору тесное взаимодействие с профессиональным сообществом пользователей даёт возможность быстро узнавать о возникших сложностях до того, как в поддержку хлынут массовые обращения клиентов. Кроме того, при помощи активных экспертов разработчик будет без труда наполнять базу знаний по ИТ-продукту и частично разгрузит своих специалистов.

Программисты во всем мире предпочитают креативно «пилить новую фичу», а не «фиксить надоевший баг». Но у подавляющего большинства наших разработчиков нет другого выхода, кроме как очень внимательно прислушиваться к пожеланиям отечественных заказчиков. Другого рынка, сравнимого по размеру и динамике с российским, у них нет и ещё долго не будет.

Вот почему обычно отечественные вендоры очень чутко реагируют на обратную связь от клиентов. А с теми, кто невнимателен, со временем просто перестают работать.

Экосистемный подход в развитии ПО

Любое программное обеспечение не существует само по себе, а живёт в связке с другими решениями. По мере роста функционала и характеристик ИТ-продукта его потенциал взаимодействия с ПО и оборудованием других вендоров становится всё более широким. Зрелое ПО, как правило, обладает доступными другим разработчикам средствами интеграции. Разработчик такого решения готов вкладываться в независимое тестирование на совместимость своего ИТ-продукта с другими, востребованными на рынке.

Когда речь идёт о взаимодействии с решениями, которые являются отраслевыми стандартами, бремя обеспечения взаимодействия лежит на самом вендоре. В тех случаях, когда ИТ-продукты занимают приблизительно равные позиции в своих нишах на рынке, организация совместных тестов — ответственность и задача обеих сторон.

Ещё один вариант проверки — тестирование на совместимость с решениями в контуре заказчика. Его ИТ-системы могут быть устаревшими, созданными на базе технологий, с которыми теперь мало кто из специалистов умеет работать. Или же самописными. Тогда «в комплекте» с самыми неожиданными разработками может идти туманная логика продукта и полное отсутствие документации. Это тяжёлый квест, и в некоторых случаях несовместимость прежних систем с новыми разработками может быть стимулом заменить в том числе и устаревшие клиентские решения.

Параллельно существуют две тенденции. С одной стороны, российский софт совершенствуется, с другой — чем больше отечественное ПО используют, тем больше багов в нём находят. По каждому ИТ-продукту динамика соотношения — «уровень применения/количество ошибок» — своя. Однако в целом на качественном уровне отношение к российскому ПО улучшилось, заказчики и ИТ-канал стали взаимодействовать более продуктивно.

По моему опыту, пока преждевременно утверждать, что отечественное ПО сравнялось с зарубежным по функциональности, надёжности, уровню поддержки и другим характеристикам. Но, сопоставляя российские разработки с западными эталонами, не стоит забывать, что на совершенствование последних ушли годы. Отечественный софт ускоренными темпами догоняет зарубежный, за пару лет пробегая путь, который иностранные ИТ-продукты преодолевали десятилетия.

Вигель Антонов, директор технического центра Merlion