Колонка редактора
Весной заметнее миграции всего живого: птицы возвращаются с юга, кого-то неотвратимо тянет в Париж, а специалисты компьютерной индустрии слетаются в Германию. Говорят, что во время проведения выставки CeBIT население Ганновера вырастает почти вдвое. Толпы паломников из разных земель стекаются на самое грандиозное ежегодное шоу, посвященное информационным технологиям. Цели у посетителей самые разные: отследить новинки в интересующей области, провести переговоры с партнерами, уловить, куда движутся конкуренты и просто поглазеть, проникнуться атмосферой праздника с музыкой, театральными представлениями и подарками.
Направо пойдешь -в сети попадешь, налево пойдешь -Compaq приобретешь
На меня как на человека, впервые посетившего CeBIT, наибольшее впечатление произвел уровень организации выставочной деятельности, в полной мере демонстрирующий пристрастие немцев к порядку. Вечером накануне открытия выставки, проходя по залам, заваленным строительными материалами, рулонами ковровых дорожек и просто мусором, где все что-то клеили, резали и развешивали, мне было трудно поверить, что на следующий день к 9 утра все это сможет принять благообразный вид. Но прошла ночь и преображение произошло все двери открыты, павильоны во всей своей красе встречают первых посетителей, по территории курсируют автобусы, развозя прессу, гостей и участников, и, даже несмотря на мороз, на газонах расцветают цветы раз им положено цвести в это время года, то никакие внешние обстоятельства не должны изменить привычный порядок. (Этот феномен мне так и не удалось разгадать то ли там земля с подогревом, то ли обслуживающий персонал менял цветы каждый день...)
Что касается содержательной части выставочной экспозиции, то это был первый CeBIT, прошедший под знаком Internet. По оценкам обозревателей отрасли, число пользователей Сети составляет не менее 36 млн., а к 2002 г. оно должно вырасти до 200 млн. Сегодня очевидны новые горизонты, открываемые Internet, недаром количество изменений в ней за два года существования сопоставимо, по мнению аналитиков, с багажом, накопленным телевизионной отраслью за 40 лет ее развития. Поэтому неудивительно, что все производители как программных продуктов, так и аппаратных средств, почуяв запах денег, “засыпали” потенциальных потребителей разнообразными предложениями для информационной супермагистрали. (Усиление интереса к Internet’овской жизни заметно и в России сегодня около 30 провайдеров наперебой предлагают услуги по установлению IP-соединений, в то время как всего год назад их было не более трех).
Пока провайдеры Internet борются за своих абонентов, расширяя спектр предлагаемых услуг и снижая плату за них, приобщающаяся к работе с “Всемирной паутиной” публика проводит время в поисках средств навигации, брандмауэров, антивирусов для Web, толковых электронных справочников и наиболее простых способов доступа к ней. Несмотря на то что самый лакомый кусок в секторе браузеров по праву первопроходца захватила Netscape (ей сегодня принадлежит около 70% этого рынка), идет активная борьба за оставшийся 30-процентный сегмент. Достаточно напомнить, что такие “киты” компьютерного мира, как IBM и Microsoft, уже предоставляют для своих операционных систем программы просмотра страниц Web (IBM WebExplorer для OS/2 и MS Internet Explorer для Win 95 и Windows NT). Их примеру последовало и множество более мелких фирм. Поскольку большинство браузеров относится к категории свободно распространяемого ПО, то лотереи, в которых разыгрывались программы просмотра разных фирм, встречались на каждом шагу и были характерной чертой CeBIT’96.
Надо сказать, что Internet, которая многими рассматривалась поначалу как просторная аллея, на которой можно продавать и покупать 24 часа в сутки, пока не оправдывает этих надежд. Большая часть абонентов использует ее совсем для других целей. Чаще всего как подспорье в повседневной жизни: поиск информации о продаваемых продуктах, организация встреч, объявления о найме (см. статью на с. 52), образование, поиск наилучших сфер для инвестирования капитала.
Конечно экспозиция CeBIT не ограничивалась новинками для Internet. В этом номере мы публикуем первые, “горячие” материалы с самой крупной компьютерной выставки, которые помогут нашим читателям почувствовать ее дыхание (см. с. 1112). Однако у тех, кто не смог посетить это европейское шоу, нет причин сильно огорчаться: во-первых, на носу наш отечественный компьютерный праздник Comtek’96, а во-вторых, постоянные читатели PC Week/RE уже в курсе главных новостей индустрии информационных технологий в основном мы о них писали, в этом мне удалось убедиться воочию.
Развитие CeBIT в последние несколько лет отражает еще одну тенденцию. В 1993 г. емкость мирового компьютерного рынка оценивалась в 1850 млрд. DM, причем 72% от этой величины приходилось на профессиональный и лишь 28% на домашний рынок. Ожидается, что к 2000 г. пропорции изменятся и составят 66,6 и 33,5% соответственно. В 1995 г. из 755 тыс. посетителей CeBIT 537 тыс. пришлось на профессиональную аудиторию и 218 тыс. на индивидуалов. Эксперты прогнозируют, что сектор частных пользователей будет ежегодно расти не менее чем на 12,5% и в 2000 г. на CeBIT придет по крайней мере 405 тыс. таких посетителей. Учитывая эту тенденцию, хозяева выставочного комплекса Deutsche Messe AG решили провести в этом году новую выставку-ярмарку CeBIT Home, которая откроется 28 августа и продлится до 1 сентября. Представленные на ней экспонаты будут в основном ориентированы на рынок SOHO (Small Office/Home Office).
Телефон московского представительства Deutsche Messe AG:
(095) 239-3099.
Елена Монахова