CeBIT’96 как школа выставочного опыта
Посетив второй раз CeBIT, я еще больше укрепился во мнении, что это не столько выставка накопившихся за год новых технологий, сколько школа передового опыта.
Причем деление на учеников и учителей весьма условное, хотя несомненно, что процент последних среди экспонентов значительно выше, чем среди рядовых посетителей, выложивших 45DM за одноразовый или 100 DM за многоразовый входной билет (одноразовый билет для школьников и студентов 20 DM). Кстати, это не так уж и много, если учесть, что средний месячный заработок окруженного почетом и уважением немецкого инженера около 5000 DM. Впрочем, все желающие могут побывать на CeBIT и бесплатно. После шести вечера вход на выставку свободный. При этом фирмы, занимающие самые престижные и самые дорогие (в смысле стоимости кв. метра) павильоны, приглашают на свои стенды музыкантов, певцов и клоунов, устраивают танцы, раздают пиво и т. д. Чего только не сделаешь, чтобы покупатель, который всегда прав, полюбил твою торговую марку...
Каждая индустрия заслуживает такой выставки, условия которой она принимает
Чего не хватает российским компьютерным выставкам, так это хорошо налаженной информационной службы. Особенно ярко это бросается в глаза на крупнейшей в мире Всемирной выставке оргтехники, информации и телекоммуникации (CeBIT), которая вот уже 11-й год проводится в германском городе Ганновере. Для характеристики масштабов выставки приведу несколько цифр. В прошлом году на CeBIT побывало около 755 тысяч посетителей более чем из 100 стран мира. В 26 павильонах общей площадью более 450 тыс. кв. метров они могли познакомиться с продукцией около 6100 фирм. Аналогичные цифры характеризуют и нынешний год. Популярность CeBIT кроется в том, что для посетителей этой выставки созданы максимальные удобства.
Взять, например, журналистов. K их услугам великолепно организованный и напоминающий современную библиотеку пресс-центр, уставленный стеллажами тщательно систематизированных материалов (ничего подобного на российских выставках нет и, видимо, долго еще не будет).
Аккредитация производится без каких-либо предварительных списков, в любое время дня и занимает считанные минуты. При этом бесплатно выдается подробнейший (с минимальным количеством рекламы!), напоминающий том Большой Советской Энциклопедии каталог и дублирующий его компакт-диск. Вся информация о посетителях пресс-центра добросовестно записывается в базу данных. Я был приятно удивлен, когда его сотрудники, занося мои координаты в компьютер, уточнили, тот ли я журналист, который раньше работал в “КомпьюТерре” (представить подобную ситуацию на российской выставке просто невозможно!).
Но увесистый бумажный и миниатюрный электронный каталог это только начало. Понятно, что даже в условиях Запада их содержимое не успевает за быстро меняющимися технологиями. Поэтому к услугам всех желающих работающий в режиме реального времени оперативный каталог, который хранит данные, введенные в него в самый последний момент самими экспонентами.
В отличие от распространенных на “Комтек” и некоторых других отечественных выставках бездушных и достаточно бедных по имеющейся в них информации электронных табло, в сенсорные экраны которых надо тыкать пальцем и затем записывать на бумажке или запоминать, где находятся интересующие тебя экспозиции, на CeBIT вы имеете дело с квалифицированными и вежливыми молодыми людьми. Указав интересующую вас тематику, через несколько секунд вы получаете распечатку c перечнем стендов, соответствующих этой тематике. Возможны и другие формы запросов (по стране, по названию фирмы и т. д.). Остается добавить, что расположенные в каждом павильоне “информационные киоски” с ярко светящейся вывеской EBi (Elektronisches Besucherinformationssystem, что в переводе на английский означает Electronic Visitor Information System) пользуются огромной популярностью у посетителей. Но привычных российскому взгляду очередей нет, так как ответы на самые разнообразные запросы поступают практически мгновенно.
Вспоминаю одну из крупных прошлогодних отечественных компьютерных выставок. Несколько часов до конца рабочего дня. На единственном информационном стенде только намертво приклеенная к нему далеко не полная схема расположения экспозиций (кстати, довольно трудная в использовании вещь, если учесть, что на самих весьма причудливо расположенных стендах их номера никак не обозначены). Перед ним мечется одетый в пальто (раздеться-то негде!), голодный (цены в раскинутых тут и там закусочных кусаются!), уставший от последовательного прочесывания экспозиций и, видимо, приехавший издалека специалист. На его вопрос о том, где можно познакомиться с программным обеспечением для автоматизации медицинских учреждений и есть ли оно на выставке вообще, никто не в состоянии ответить. На CeBIT’96 этот несчастный прямо у входа мог бы снять верхнюю одежду, по вполне разумным ценам перекусить и менее чем за минуту, не тратясь на всеобъемлющий и достаточно дорогой (40 DM) каталог, совершенно бесплатно получить листинг с перечнем около полусотни интересующих его стендов, найти которые в силу предельно понятной системы нумерации экспозиций не составляет никакого труда.
Мне неоднократно приходилось беседовать с организаторами компьютерных выставок, проводимых на Красной Пресне. В ответ на мои вопросы относительно улучшения качества обслуживания посетителей они недоуменно пожимали плечами и отвечали примерно следующее: “А зачем? Площади и так заняты. От посетителей, на разгон которых после окончания “рабочего дня” мобилизуются отборные силы хмурых и одетых в камуфляж охранников, и так нет отбоя. Чего еще надо?”
Владимир Митин